mother-and-her-child-girl-playing-together-girl-in-an-supermans-costume-the-child-having-fun-and-jumping-on-the-bed +copy

«Мама, я сам!»: как развить самостоятельность у ребенка

Желая развить гармоничного и здорового ребенка, мы порой многое делаем за него. А ведь малышу надо совсем другое: всего лишь предоставить право выбора и свободу действия.

Сам процесс взросления ребенка показывает, что маленький, беспомощный человечек всего за один год совершает огромнейший рывок. Он самостоятельно учится передвигаться, кушать, регулирует сон, сигнализирует о своих потребностях. Получается, что природа изначально заложила стремление к самостоятельности. И не просто заложила, а делает все возможное, чтобы ребенок развивался.

Мария Монтессори

Мария Монтессори

Еще в позапрошлом веке об этом говорила Мария Монтессори, итальянский врач-педагог. Неудивительно, что именно ее методика воспитания детей завоевала бешеную популярность во всем мире. Главная же мысль педагога проста: «Помогите ребенку все делать самостоятельно. И тогда он все поймет сам».

В этом подходе главная роль мамы – не обучать малыша, а помогать ему в свободной деятельности. Незаметно и без нажима направлять в нужное русло. И конечно же, слышать и видеть потребности крохи. При этом четко понимая, что и как требуется ребенку в определенном возрасте.

Этапы развития

Так, в возрасте от 0 до 3 лет, который Мария Монтессори назвала «впитывающим сознанием», обучать чему-то ребенка целенаправленно сложно и почти невозможно. Буквально с первых дней малыш, как губка, впитывает все, что происходит вокруг. Он наблюдает, слушает и чувствует все-все. Парадоксально, но за эти годы кроха получает такое огромное количество знаний, осваивает столько умений, что вся последующая жизнь целиком вряд ли может сравниться с этим периодом по значимости для развития личности.

На этот возраст выпадают два важнейших периода развития: сенсорное и двигательное. Проще говоря, малыш постигает мир через движение и опыт, который получает от всех каналов восприятия (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). Вспомните, сколько раз на дню он может снова и снова специально ронять ложку, чтобы послушать звук, уловить скорость, посмотреть, как именно она приземляется.

Baby boy with vacuum cleaner

Потом наступает так называемый «кризис трех лет», когда ребенок заявляет: «Я сам!» Сам уберу, сам оденусь, сам решу, куда идти… Мария Монтессори утверждает, что с 3 до 6 лет у детей наступает период «строительства самого себя». Основная деятельность ребенка переходит в игру, через которую он постигает базисные социальные правила, развивает память, внимательность, мышление, восприятие. И если до трех лет ребенку все дается легко, то после он может сталкиваться с трудностями. Тут важно показать, что труд тоже доставляет удовольствие и радость.

Основные шаги в развитии самостоятельности ребенка

  1. Воспринимайте ребенка как автономную личность.

Пожалуй, это самый сложный пункт, но и самый важный. Общение с ребенком на равных, без сюсюкания и ужимок, совместное принятие решений, обсуждение дальнейших действий, установка правил и системы штрафов за их невыполнение (причем и для взрослых тоже) – все сразу должно быть по-взрослому. Излишняя эмоциональность и забота со стороны родителей только мешают ребенку и учат, что порой трудную работу можно переложить на другого. Где же тут самостоятельность?

photo_08

  1. Создайте в квартире безопасное место для игр.

В любом из возрастов ребенка важно создать для него правильное игровое пространство и комнату для развития. Если позволяет площадь квартиры, то можно выделить три зоны.

  • Зона практической жизни. В ней ребенок учится основным навыкам: как зашнуровать ботинки, подмести пол, застегнуть пуговицы и тому подобное.
  • Зона сенсорного восприятия. Соберите в одном месте материалы для развития мелкой моторики. Материалы также помогают ребенку изучать цвета, форму, структуру, вес. Это могут быть бусинки, бисер, крупа, деревянные шарики.
  • Зона различных наук. Здесь малыши переливают воду из одного сосуда в другой, пересыпают крупы, проводят маленькие эксперименты, ухаживают за своим садом. Детки постарше изучают цифры, буквы.

Важно, чтобы у ребенка был свободный доступ к любой зоне. Для этого педагоги советуют расставлять материалы на невысоких столиках либо на полу.

05_10_2016_a_vashi_deti_umeyut_samostoyatel_no_odevat_sya

  1. Перестаньте помогать в делах, которые ребенок может выполнить сам.

Знакомая ситуация: семья ужинает, а мама кормит и себя, и ребенка. Конечно, знакомая. Особенно если это происходит за завтраком, когда целый день впереди и нужно успеть переделать уйму дел, а малыш все делает так медленно. Но стоп! Уже в год кроха сам способен орудовать вилкой и ложкой, он спокойно может пить из чашки. Да, это происходит медленно, но разве так важно спешить? Точно так же малыш может сам построить башню, скрупулезно нанизывая кольца пирамидки. В это время он сопит, пыхтит и не просит вашей помощи, поэтому не лезем и ждем.

  1. Дайте право выбора.

Стараться разрешать ребенку проявлять право выбора в соответствии с его возрастом. Например, малыш сам может решать, в какой кофточке выходить на улицу или какую игрушку лучше купить в магазине. Зимой он спокойно сам наденет варежки, если замерзнут руки, или попросит об этом маму. А летом решит, сколько раз ему под силу взобраться на горку.

  1. Привлекайте ребенка к домашним делам.

Дети любят помогать любимой маме. Когда она готовит на кухне, кроха стремится во всем облегчить мамин труд: разбить яйцо, размешать тесто, помыть посуду, подать продукты. А как малыши любят убирать! Ох, порой дух захватывает от того, с каким рвением они пылесосят, подметают, моют полы, вытирают пыль и поливают цветы.

aa7b4077ecf57c9f2536126b0f6d3754eb717f09a68743c2cb5d7763328c3ad3

И пускай взрослому потом приходится убирать за таким помощником, но этот опыт бесценен. Тут важно не критиковать работу малыша, а правильно направлять. Чтобы в будущем он с таким же желанием поддерживал чистоту в доме и помогал родителям по хозяйству.

  1. Возлагайте больше обязанностей на ребенка.

Настали такие времена, когда многие дети растут потребителями. Благодаря благополучию они не сталкиваются с нуждой и очень часто все «хотелки» исполняются в ту же секунду. Помочь наладить баланс в восприятии может дисциплина, учение о ценности труда. Помогите ребенку быть более внимательным к труду другого человека, развивайте его личную ответственность, учите делать вклад в жизнь семьи.

Healthy child pours milk from jugНе бойтесь перегрузить кроху обязанностями. Уже в три года ребенок понимает, где должны лежать игрушки, он может сам чистить зубы, убирать за собой посуду. В шесть и вовсе с вечера готовиться к саду, утром заправлять за собой кровать, днем выполнять задания и самостоятельно играть.

  1. Разрешите ребенку ошибаться и принимать на себя ответственность.

Не бегите сломя голову исправлять ошибки за ребенка. Например, если он забыл покормить кота или не захватил с собой тетрадку для занятий, дайте ему шанс самому исправить ситуацию. Он должен понять, что его поступки могут привести к последствиям. Так тоже учатся самостоятельности.

Happy cute family have fun in the kitchen with vegetablesЛичность ребенка формируется к 6 годам, в дальнейшем можно только корректировать ее стороны. Однако совершенствоваться никогда не поздно. Главное, чтобы были желание и стремление, а для этого нужны уверенность в своих силах, самостоятельность, позитивное отношение к жизни, которые закладываются в детстве. И лучшее, что могут сделать мама и папа, – подарить ребенку уверенность в себе, научить его принимать решения, нести ответственность за поступки и не бояться делать ошибки на своем жизненном пути.

Текст: Анна Макота