главная тараканова

Людмила Тараканова: «Моя дизайнерская система мышления идет не по проторенному пути»

TARAKANOVA – известный бренд мужской одежды. Создатель бренда Людмила Тараканова в 2017 и 2018 годах удостоилась Национальной премии белорусской моды (Belarus National Fashion Award by Zorka) в номинации «Дизайнер мужской одежды». А по итогам голосования представителей СМИ в 2011 году была признана «Самым стильным дизайнером», в 2012 году – «Лучшим дизайнером года». Людмила рассказала читателям «Города женщин», с чего начинался ее профессиональный путь, о стиле бренда, капсульных коллекциях и, конечно, о новой коллекции.

DSC_8167

– Людмила, расскажите, пожалуйста, о названии бренда.

– Формирование бренда TARAKANOVA обусловлено рядом причин. Изначально все было связано с девичьей фамилией и почитанием памяти любимого отца – Владимира Ивановича, получившего огромную долю радиации после службы на К-19. Поэтому друзья меня шутя и называют «радиоактивной». В 2000 году я посвятила ему одну из своих коллекций «Помню. Люблю. Люда». Во-вторых, мне посоветовал знаменитый московский аранжировщик, поэт и композитор Анатолий Лопатин изобразить на своем логотипе этих забавных насекомых, ведь у каждого из нас есть свои тараканы в голове. Лихое предложение, не правда ли? А еще – находиться в движении и вечном поиске, как и мои бегущие тараканы.

– С чего начался интерес к дизайну одежды и моде? Как вы нашли себя?

– Выбор профессии был определен в детстве. Мой ангел-хранитель, моя замечательная мамулька – Екатерина Ермиловна, наша Катерина, как первый мой учитель, постоянно ночами шила модные наряды, работая в двухсменку в ателье. Родная бабушка – Тараканова Надежда Антоновна, дочь штабс-капитана белогвардейской армии, была первой портнихой в поселке Золотухино Курской области. Ее огромный сундук с тканями, обалденная машинка «Зингер», большущий кожаный диван с откидными валиками и зеркальцем наверху, на котором она уставшая спала в окружении деталей кроя… И этот запах утюга! Разве вы не работали бы после всего этого?! «Только художник, только художник!» – твердила я себе в детстве. А когда моя первая учительница Ольга Ивановна предложила всем написать сочинение на тему «Кем я хочу быть», из 32 человек только у меня одной было полное совпадение с желаемым.

В 15 лет стал вопрос о попытке поступления в Рязанское художественное училище на художественно-костюмерное отделение. И меня не хотели отпускать из школы. Вот тогда я испытала первое осознанное унижение, которое дети никогда не должны испытывать. Хочу об этом вспомнить для читателей журнала, хотя мне до сих пор этот момент очень неприятен. Мне предложила классный руководитель, чтобы я сразу шла на панель, если буду художником. Это я-то! Только с третьей попытки мне дали эту вымученную характеристику, и то только после просьбы моей мамы, в уши которой эти домыслы вкладывались. Больно до слез! Я была отличницей, самостоятельной, скромной девочкой, воспитанной в семье, где ни слова мата, конечно, лидером и заводилой класса, вечно находившей места хранения макулатуры и металлолома, чтобы класс был впереди планеты всей.

DSC_8115-Edit

– Почему выбрали работу, связанную с дизайном мужской одежды?

– Всегда дружила с мальчишками, лазила с ними по крышам, висела на кольях забора, порвав свое пальто, и родители меня не ругали. Мне доверяли, и это очень важно, когда к тебе, ребенку, относятся на равных. Именно поэтому я и сделала коллекцию «Пацаны», первой из числа своих представленных на BFW и Львовской неделе моды.

Всю жизнь люблю ходить пешком и бегать, как бегала на лыжах на дистанции 3 км и 10 км в родной Рязани и в Москве за институт. В детстве также стреляла с мальчиками в школьном тире и на полигонах, ходила в долгие походы на байдарках по рекам Мордовии и по притокам любимой Оки, благодаря которым и родилась коллекция «Окаём». Как же мне не любить ребят, если я дочь подводника! Как же мне не любить мужское тело, если папа был всегда строен, накачан, подтянут…

DSCF7891

– Помните ли вы свою первую сшитую вещь?

– Да, конечно. До 20 лет я шила себе много. И различные платья из шерсти и бархата, и джинсовый плащ с пилоткой, стеганые пальто на молнии, и пальто из драпа в мужском стиле, и габардина в этностиле с необычной шапкой с песцом и муфтой из меха… Неужели это было?.. Да, было стремление с первого класса сесть за машинку, как мама. И когда после первой неудачной попытки, сломав иглу, я сообразила побежать к нашей соседке, чтобы вернуть все в первозданное состояние, женщины только обсуждали мою находчивость. Так вот. Первой была короткая джинсовая юбка, модного А-силуэта, пошитая в 11 лет. До этого, конечно, пробные фартук и ночная сорочка из хлопка по школьной программе, но это не считается, ведь тогда девочки шили все. Очень жаль, что в современных школах убрали из программы предмет «Домоводство», мотивируя нарушениями техники безопасности и боязнью прошить пальцы. Но я же не прошила. Далее, в 6-м и 7-м классах были платья, да такие аккуратные, что когда я смотрю на них, приезжая к маме в отпуск, в полном изумлении от мастерства и точности глаза.

KOST7564

В 8-м классе я пошила маме платье-костюм. Мне ее очень хотелось нарядить и порадовать. Модель была сложной – талированной, что явно нравилось папе, из красноватого мелкоузорчатого ситца с белыми разводиками, с фигурными подрезами и округлой конфигурацией карманов «в рамку» в стиле new look. Я ввела отделки из белой ткани, укоротила силуэт, слегка заузив юбку, что явно оживило модель и придало ей современный вид начала 1980-х. В этом мне помогло издание, популярное в середине 60-х, которое и сейчас можно найти у женщин старшего возраста в домашних библиотеках. Это была прекрасная толстая книга с образами Леночки Крыловой из «Карнавальной ночи», ансамблями и, главное, понятными выкройками. Мама хранит то платье как реликвию и все приговаривает, какой я трудолюбивой и усидчивой девочкой была: тайно от нее дополнительно записалась в городской кружок кройки и шитья, и все это совмещала с музыкальной школой по классу скрипки, которую окончила. Я люблю все доводить до конца, до победной черты, и не могу все делать одновременно. Мне свойственны в работе дотошность на миллиметры, степенность и последовательность. Конечно, это было детское творчество, но при этом очень серьезное.

Помню, как в походе на байдарках у нас от солнца очень обгорали кисти рук, и я сняла свои гольфы, надела их на руки как перчатки до локтя и гребла в полном самоудовлетворении. Моя сообразительность привела в восторг наших руководителей, и потом в школе обо мне долгие годы ходила эта история. Вот вам и дизайн в 14 лет!

KOST7565

– Расскажите, пожалуйста, о своей первой коллекции.

– Что касается первой коллекции, то могу вспомнить первый совместный показ со студентами Амстердамского колледжа дизайна. Мы, студенты Московского текстильного института, были счастливы. Конечно, не понимали, что ветер перемен коснулся и fashion-дизайна. И именно с нашей группы все начиналось. Это было прекрасной школой, когда я с упоением рассматривала закулисные нюансы, как в рядок расставлена обувь манекенщиц, как развешаны ярлыки очередности выходов, как проводилась вся организация шоу и стилистика режиссуры. Тогда мои эскизы с удовольствием разбирали в подарок студенты Голландии и сама коллекция «Петровские времена» была отмечена публикацией в крутом на то время издании «Студенческий меридиан». Именно с этого момента, с ноября 1988 года, я веду отсчет своей деятельности.

– Расскажите читателям о достижениях.

– Мои достижения – победа над собой. Усидчивость и дисциплину еще никто не отменял. Самое главное для меня – саморазвитие и полезность обработки информации, даже в недоразумениях ищу положительные стороны, пользу от потерянного времени. Самокопание не может быть оправдано – только лишние эмоции и шаг назад, в прошлое.

– Как можно охарактеризовать стиль бренда?

– Я могу охарактеризовать позиции своего творчества, близкие и понятные только мне. Моя дизайнерская система мышления идет не по проторенному пути, а ищет неординарные ходы, усложнения конструкции и отступления от правил. Это выход на новые решения, интересные прежде всего для меня, не существующие в моделях ранее. В ход идет все – и смекалка, и сарказм, и юмор, и стеб. Тогда ввод сумасшедших идей дает свои результаты. Да, есть и повторяемые ассортименты, и любимые ткани, как оршанский лен и функциональные ткани «Моготекс», но все звучит по-новому, соответствуя только новой теме, схеме событий, новой среде, новому потребителю, герою.

OI2A1079

– Приходилось ли создавать капсульные коллекции для белорусского и зарубежного производства?

– Да, приходилось. Капсульные коллекции отличаются тем, что на предприятие приглашается именитый дизайнер, способный благодаря этой коллаборации поднять рейтинг модного бренда путем создания 7–10 изделий (всего лишь!). Капсула всегда дополняет новую сезонную или основную промышленную коллекцию. Главное – общая тема, когда предметы коллекции просто сочетаются друг с другом и взаимозаменяемы между собой, что свойственно больше системе «комплект», лидирующей сейчас среди существующих систем образования костюма (ансамбль, гардероб, гарнитур, единичная вещь). Теперь это капсула.

А однажды ко мне обратилось руководство ОАО «Моготекс» для создания трех коллекций, две из которых – спецодежда и одна – женская нарядная одежда из скатертных тканей. Представляете? И я справилась, создав 16 моделей вечерних платьев из тканей новых влагоотталкивающих структур. Вот это была для меня победа. Другой момент – роль рекламы в процессе сотрудничества. Я гордилась, когда на улицах Витебска в течение месяца видела образы прекрасных девушек в наших моделях на вращающихся бигбордах! Радости не было предела!

OI2A1175

На Новгородскую швейную фабрику, теперь это CREDO, меня направил еще в начале 2000-х заместитель председателя концерна «Беллегпром» Гуров Анатолий Васильевич. За 8 лет моего труда было много коллекций мужской одежды (и повседневной, и офисной, и класса люкс), детской (школьной для мальчиков разных возрастных групп). Если честно, там было легче работать: есть подразделения служб, все поэтапно направлены на одну цель – выпустить изделие и продать его. Сотрудничество – безумно полезная вещь, и ничего даром не проходит. Думаю, я им помогла, особенно с внутренним дизайном пиджаков, чем очень горда и жалею, что не оформила в свое время патент.

Где черпаете вдохновение для создания коллекций одежды?

– Всем студентам говорю, что нужна история, в которой развивается ваша коллекция. Например, мною любимая коллекция «Революционная» пропитана образами Гражданской войны 1914–1918 годов. Я уже говорила: «Какая революция без женщин?» Введение девушек на подиум было предопределено. Здесь и курсистка, и секретарь-машинистка, и вдова солдата, и Инесса Арманд и, конечно, Крупская Надежда Константиновна.

Что для вас красота? В чем она проявляется?

– Мой девиз – «Красота в простоте». Считаю пропорции основополагающими в моделировании и создании новых форм. Посмотрите на храмы, посмотрите на любые природные мотивы – листочки деревьев, цветы, окрас животных… Работа над пропорциями обладает сказочной гармонией высших сил космоса.

OI2A1182

Расскажите о новой коллекции, представленной на Белорусской неделе моды.

– Новая коллекция называется BASICS – базовые основы. Идея заключается в использовании разработанных мною в прежние годы базовых основ. Например, на основе конструкции сорочки создавался тренч с рубашечным кроем рукава, а не втачным. Прорабатывалась такая модная тенденция, как коммерческий тренд. Смысл заключается в том, чтобы сделать идеи коммерческими и стать понятными для большинства людей. Конструктивные задачи были поставлены мною превыше остальных. Усложнение в разработке тотал луков через элементы костюмов. Стремилась понимание конкретной вещи сделать более доступным, чтобы дать возможность зрителю подумать: куда я пойду в этой вещи и с чем могу сочетать из своего уже существующего гардероба. Моя задача – показать то, как сочетать и выстроить вариативность ношения своих изделий.

При работе над коллекцией очень важны цветовые акценты. Я работала с монохромной гаммой (черный, белый, серый), но вводила популярные актуальные цвета: красная охра, фуксия, неоновый розовый, лимонный, оранжевый и оттенок синего.

По силуэту – оверсайз. В коллекции есть свитера, связанные вручную. Их сделала по моим эскизам Татьяна Евланова. Также были представлены авторские сумки-трансформеры большого размера, которые можно носить в 4–5 вариантах.

Показ коллекции выстраивался по нарастанию объемов и деталей: сначала – чистота, а потом – увеличение объема.

OI2A1220

Что значит быть дизайнером одежды? Какие качества необходимы, чтобы им стать?

– Неординарность мышления, острота чувствования. У дизайнера должно быть чувство несовершенства мира. В отличие от художника, создающего одно единичное произведение, дизайнер должен понимать систему преобразования идеи в предмет окружающей среды и эстетического мира, чтобы вещь захотелось купить, повторить, размножить.

На ваш взгляд, что ждет белорусскую моду в ближайшее время?

– Для развития белорусских дизайнеров нужны вложения и огромная вера в успех. Финансирование затруднено в меру состояния экономики, а меценатов, подобных Савве Морозову и Павлу Третьякову, я пока не встречала.

OI2A1279

Что важнее для успеха в дизайне одежды: упорный труд или счастливый случай?

– Случай вообще дело стихийное, нужно, чтобы лучи сошлись в нужной точке, в нужный час и при данных обстоятельствах.

А упорный труд – процесс длительный, воспитывающий большое терпение, где важна организация как себя, так и всех членов команды. С большей частью из которых я познакомилась случайно, дружу и доверяю им и их профессионализму долгие годы. Спасибо им за это большое!

– Что важнее в модной индустрии: теоретическая база или практический опыт?

– И то и другое. Теория нужна для самоубеждения, для прогнозирования моды как наиважнейшего фактора проектирования, для выражения. А вот опыт – тот же эксперимент, но когда выплывают все огрехи, недочеты, связанные с апробацией тканей и кроя. Люблю фразу великого Пушкина, потому что сама через все это прошла: «И опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг».

DSC_8250

Ваши пожелания читателям журнала.

– Умейте ценить людей, творивших руками: закройщиков, конструкторов, технологов, мастеров швейного производства. Умейте им платить. Толковых, с опытом, осталось мало (особенно мужских мастеров). Поверьте, это кропотливый и тяжелый труд. Ведь у нас в ВГТУ уже несколько лет нет набора абитуриентов на указанные специальности. На них у молодежи нет спроса, потому что за это не платят, отчего страдают предприятия частного и государственного порядка. Будьте востребованы как специалисты, любите свою работу и делайте все с любовью, даже если это будет простая чашка чая, заваренного для любимых. Звоните родителям, не забывайте их, цените каждый день своей жизни… Это большое счастье. Здоровья всем!

Беседовала Валентина Неборская

Фото: архив Людмилы Таракановой, BFW

Site is using the Seo Wizard plugin by http://seo.uk.net/