нагУаль 2014 (1) copy

Леонид Павлёнок. Народно-международный

Когда разговариваешь с Леонидом Павлёнком, лидером белорусской группы «НагУаль», улыбаешься постоянно. По-детски широко и искренне. А заодно учишься видеть прекрасное и сказочное в обыденном. В веселой и непринужденной обстановке, сопровождая беседу горловым пением и авторской аранжировкой, Леонид рассказал «Городу женщин» про любовь к барабанам и лесу, почему в семье неважно разделение ролей и зачем взрослым прислушиваться к детям. 

Ансамбль международного транс-болотного бита

Именно так можно охарактеризовать «НагУаль».

Народно-международный – потому что в нашей музыке много элементов различных этнических музыкальных культур. Язык, который мы используем изначально, – фонемный, состоящий из звуков и слогов разных языков, вполне может претендовать на международный статус (смеется). И, как показали наши выступления во многих странах, люди везде нас прекрасно понимают. Они чувствуют, что это не какой-то язык, а еще один музыкальный инструмент.

Транс-болотный – потому что в нашем творчестве очень много природности. Об этом нам говорят многие слушатели, и мы сами это чувствуем. А поскольку живем в стране, которая славится не только своими лесами, полями и библиотекой, но и болотами с клюквой (улыбается), мы и пришли к такому обозначению. Своеобразный болотный менталитет, болотное видение мира, щедро приправленное сказочностью.

Кстати, по поводу болот. Мое детство прошло на болотах: бабушка и дедушка по материнской линии жили на хуторе в Витебской области, в Миорском районе. Хутор был достаточно глухой, рядом с болотами и озером Ельно. Вот там я и проникался этим духом. А потом у «НагУаль» появилась песня – «Болотный дух».

Еще я бы сравнил нашу музыку с хорошим, витаминизированным фруктово-овощным салатом, в котором обязательно есть грецкий орех, изюм, немного авокадо, бананы, помидор. Да-да, помидор, а сверху – оливковое масло. Очень полезно (смеется).

Музыка везде, музыка во всем

Сейчас «НагУаль» – единственный мой проект, где я идейный вдохновитель, затейщик. «Маланку Оркестра» мы объединили с «НагУаль» и тем самым расширили свой репертуар: играем программу «Маланки», шаманский рок-н-ролл и «Укулеле Бит». «Укулеле Бит» – игра на миниатюрных инструментах: укулеле – маленькой гавайской гитаре, бас-укулеле, гармонике и перкуссии.

Однако «НагУаль» не единственный проект, где я участвую. Я задействован в «Рэха», «Гармоник Стайл Проджект», «Зуи». Во всех проектах я играю на барабанах и перкуссии. Также работаю с диджеями, добавляю к их сетам этническую линию: пою разными вокализами, горловым пением, как тибетские монахи-буддисты, или на южнославянский манер, к примеру. (Леонид тут же все демонстрирует, а я в очередной раз жалею, что не смогу буквами передать его пение.)

Не последнюю роль играю в детском театрально-музыкальном проекте «Бусы» (улыбается) – я здесь и музыкант, и аниматор, и просто помощник: клею по ночам декорации, что-то подрисовываю, что-то вырезаю.

Работаю над созданием детской перкуссионной школы. Эта идея возникла еще с тех времен, когда мы с женой начали проводить музыкальные занятия для детей. Главный принцип наших занятий: не обучение игре на конкретных инструментах, а веселое знакомство с миром музыки – музыка везде, музыка во всем. Так мы пришли к созданию детской перкуссионной школы: сделали пробный запуск, увидели интерес детей и родителей. С сентября собираемся набирать группы на обучение: для самых маленьких – от трех до пяти лет, и для детей постарше – от пяти до восьми. Если будет желание у самих родителей, то сделаем группы для взрослых (улыбается). 

фотограф Петр Петровский

Фото: Петр Петровский

 «Барабаны звучат в моем сердце»

Многие считают, что я умею играть на всех инструментах. Отчасти правда: играю на всем, что издает звук, – кастрюлях, кружках, ложках… (смеется). Но если серьезно, есть много инструментов, которые я еще не освоил. Понимать, как инструмент функционирует, и извлекать из него какие-то художественные звуки несложно, если у тебя уже есть база. Но освоить какой-либо музыкальный инструмент основательно и играть на нем осмысленно – это на самом деле большой труд и не менее большой путь.

На первом этапе важно, чтобы рядом был человек, который покажет тебе инструмент, научит правильно извлекать из него звуки. Когда я самостоятельно начал осваивать барабаны, мне понадобилось значительно больше времени для понимания многих моментов, чем это было бы с учителем. Но у самообучения есть и плюсы: пока ты сам учишься и совершаешь ошибки, ты создаешь свою уникальную школу.

Почему люблю барабаны? Так получилось, что именно на этом музыкальном инструменте я развился как музыкант. Барабаны звучат в моем сердце (улыбается).

«Я не пишу музыку для конкретной целевой аудитории»

Честно говоря, никогда не задумывался над «целевой аудиторией» для своего творчества. У меня образ слушателя как-то непосредственно связан с тем, что я вижу, и ничего лишнего в голове больше не возникает. Радует, что публика у нас достаточно широкая: одновременно творчество «НагУаль» понятно как детям, так и взрослым. Конечно, если концерт тематический и рассчитан на взрослую аудиторию, детские песни мы не играем. Но большинство наших концертов проходят в камерном, семейном формате, где слушатели разных возрастов: вот здесь мы миксуем, чтобы интересно было всем. Например, народно-международная песня «Лимончики» идет на ура у всех – от мала до велика. Это не совсем наша песня: мы взяли ее «из народа», но добавили авторское исполнение и осовременили звучание. Клип «Хакель Джакель», по словам многих родителей, дети готовы смотреть бесконечно и перед сном, и утром.

Конечно, хочется, чтобы слушателей было побольше. Возможно, наша проблема в том, что мы не очень умело и достаточно лениво продвигаем себя и свое творчество. Мы, к слову, до сих пор альбом не записали. За три года наработали новую программу, активно ее представляем на концертах, а вот записать все никак не соберемся.

«На меня повлияли и классический шансон, и Анна Герман с Юрием Антоновым, и панк-рок, и регги…»

В детстве мне нравились песни Анны Герман, Юрия Антонова, Аллы Пугачевой – хорошая советская эстрада. Затем в какой-то момент признался себе, что мне нравятся простые, трогательные песни: народные, а также классический французский шансон. Позже у меня открылись горизонты на альтернативную музыку: панк-рок, ска, регги, сибирский бард-рок («Гражданская оборона», Янка Дягилева). Не обошли меня и экстремальные стили: дэт-метал (англ. death metal), например. Так и получается, что в «НагУаль» основу составляет мировая народная культура, а уже сверху на нее накладываются другие музыкальные стили. И в конечном итоге – «Лимончики» и «Танцы-танцы» (смеется).

«Лесник – самая крутая профессия»

Музыкой и творчеством увлекся еще в юности, но до «НагУаль» успел сменить много профессий. Самая крутая профессия – лесник, потому что по своей природе я ближе всего к лесу. В лес захожу – и мне хорошо. Веду свою семью, своих друзей в лес – и им становится хорошо.

Я всегда искал такие работы, которые бы не мешали заниматься творчеством. Например, грузчиком я работал посменно, после смены у меня были два дня, в течение которых я репетировал, читал, общался. Ну а в лесу что? В лес зашел – и сказка: море вдохновения и активное совмещение работы с процессом сочинительства. Я, как мне кажется, еще и большую пользу приносил: занимался осмотром леса, вырубкой больных деревьев, тушением пожаров. Это было круто! Здесь не расходились мысли с действиями. Лесником я проработал дольше всего – два с половиной года. Для сравнения: все мои работы длились месяц-полтора.

Самой короткой была работа лаборантом на кафедре физического воспитания. С одной стороны, никаких хлопот и времени много: можно было, грубо говоря, взять гитару и песни сочинять. Но с другой стороны – скукота невыносимая и «отбывание» часов. Так я не могу.

лесники летят!

Лесники летят! Фото: Петр Петровский

«Жилье максимально обустраивал сам»

Мы живем в квартире, но за городом. Жилье максимально обустраивал сам: постелил деревянный пол, в прихожей сделал шкаф-корабль из бревен, на кухне – круглый деревянный стол. Со столом все вообще очень просто получилось: положил доски, соединил их, вырезал по кругу столешницу, а снизу в качестве ножек прибил бревна. Так что теперь мы за круглым столом на кухне (улыбается).

В нашей семье нет лидера и постоянства в функциях, не этими понятиями живем. Мы просто дополняем друг друга: один день я лидер, другой день – жена. К примеру, есть у меня время – мою пол, нет времени – не мою пол. Аналогично с приготовлением еды: есть время – Аня (жена Анна Шапошникова, соавтор детского досугового проекта «Бусы». – Прим. автора) готовит, не успевает – я готовлю. А вот недавно у нас был очень жесткий разговор по поводу газовой плиты (улыбается). Я говорю: «Ну вот плита, работает ведь, конфорки горят». А жена мне: «А почему ты на своей старой гитаре не играешь и новую за тыщу баксов купил? Вот и я плиту хочу».

Кстати, готовить я люблю, даже очень. Но мы питаемся без изысков, наше коронное блюдо – это здоровая еда: больше овощей, больше продуктов без всяких добавок. Летом активно заготавливаем фрукты, ягоды, овощи. Смешиваем в блендере, замораживаем, а уже зимой добавляем в кисломолочные продукты. Вот вам и йогурт! Дочка очень любит домашние йогурты, от магазинных мы ее отучили. Она понимает, что они не так хороши, и всегда говорит: «Попка чесаться будет».

«Папой быть отлично!»

И очень ответственно. Когда Ева только появилась на свет, чувство ответственности особенно обострилось, каждое действие стало более точным, отвалилась вся «мишура». Это как смотреть в фотоаппарат без резкости, а потом ее добавить. Каждый день хочется прожить с большим насыщением. Появилось осознание, что вот растет человек, нужно сказку сочинить, потратить время на изготовление игрушки.

Мне нравится делать игрушки для Евы. Сначала сделал пирамидку из дерева: нарезал круги и насадил на стержень. А потом появился деревянный носорог: снимали передачу для проекта «Захапленне», пошли в лес игрушку из дерева делать. Я тогда просто нашел корягу и на ходу стал сочинять – так появился деревянный носорог. Ева немного подросла, оценила носорога (улыбается) и теперь создает с ним картины мира. А сказки вот так сочиняем: берем любой предмет и задаем направление. К примеру: упал листик с дерева – и что с ним дальше произошло, лежал на столе мандарин…

леня-и-аня

С женой Анной Шапошниковой и дочерью Евой

Часто на ходу сочиняем мини-стихотворения. Получается своеобразный детский фристайл (смеется). Опять же, здесь идет стимул от ребенка, потому что дети любят, когда им рассказывают что-то смешное, в стихотворной форме. Хороший пример – надевание обуви. Если просто сказать: «Ну давай, ну что ты, не можешь, что ли?» – большого энтузиазма от ребенка не дождешься. Но стоит придумать какую-нибудь рифму: «Тра-та-та, шлеп да шлеп, шнурочек в шнурочек…» – эдакий легкий рэп почитать, глядишь – ботиночки завязаны.

Еву воспитываем очень просто, каких-то правил нет, но соблюдаем баланс. Основные модели воспитания сейчас: первая – когда родители все разрешают и ни в чем ребенка не ограничивают, вторая – когда родители доминируют и к мнению ребенка мало прислушиваются. Мы выбрали что-то среднее: ведем Еву за собой, чтобы она чувствовала, что есть взрослый мир и какие-то вещи мы знаем лучше ее, но одновременно прислушиваемся и к ней. Есть вещи, которые ребенок, наоборот, знает лучше: например, как радоваться по-настоящему. Взрослые забывают эти ощущения, а дети помогают их вспомнить.

«Уважаемые папы, чаще становитесь почемучками»

Не раз наблюдал ситуацию: в автобусе ребенок на эмоциях что-то пытается рассказать или спросить, а родитель никак не реагирует. Более того, гаркает: «Заткнись!» Понятно, что папы и мамы устают, но ведь не до такой же степени: ребенок полчаса добивается хоть какого-нибудь контакта, а родитель уткнулся в смартфон или в окно и полностью игнорирует малыша. Это трындец какой-то!

Уважаемые папы, чаще становитесь почемучками, расставайтесь с нездоровыми привычками и следите за собой. Когда папы, я не говорю уже о мамах, курят в присутствии детей, на детских площадках и там же оставляют окурки – это выше любого понимания. Ваш же ребенок играет в песочнице, а вы стоите рядом и бросаете в песочницу «бычок»! О чем и чем вы думаете? Представление о мире и правилах поведения в нем у ребенка формируется от нас, родителей. Мы сами создаем вокруг себя хаос, наш мозг консервируется. Меняйте и воспитывайте свое сознание.

Беседовала Наталья Гантиевская