8NB_0270 copy

Катя Тикота: «Главное – верить в свое любимое дело»

И когда она все успевает?! Презентация коллекции в дебютной линии TIKOTA МАМА, победа в проекте Social Weekend и запуск инклюзивной коллекции, а также награда «За единство с ЮНЭЙДС» в конкурсе Fashion AIDS Line – и на этом список событий и открытий не заканчивается. Мы встретились с Катей Тикота в ее уютном шоу-руме и поговорили обо всем по порядку.

– Начнем с показа инклюзивной серии. Почему выбор пал именно на создание коллекции для инвалидов-колясочников?

– Все просто. В конце прошлого года я познакомилась с Сашей Авдевичем – он передвигается в инвалидном кресле, но при этом ведет активный образ жизни. Общаясь с ним, часто затрагивали тему отсутствия удобной одежды для людей с ограниченными возможностями – действительно носибельных вещей практически нет.

После я узнала, что в Беларуси 20 тысяч инвалидов-колясочников, – и у меня появилась идея создать одежду для людей, которые передвигаются в инвалидном кресле. Начались переговоры с Республиканской ассоциацией инвалидов-колясочников, проводились опросы среди людей, непосредственно для которых это затевалось, и параллельно мы подали заявку на участие в конкурсе социальных проектов Social Weekend.

8NB_1195 copy+

– Как проходили подготовка и участие в рамках конкурса социальных проектов Social Weekend?

– Изначально не было речи о показе. Когда задумка о создании коллекции переросла в действия, поняла, что своими силами не справиться. Нужно поучаствовать в проекте и найти спонсора для разработки полноценной линии одежды. В этом конкурсе было более 150 заявок, мы прошли отборочные туры и в финале выиграли Гран-при.

– Расскажите о создании одежды. В чем особенности и из чего состоит инклюзивная линия?

– Мы делали рейды по магазинам, чтобы выяснить, в какой одежде нуждаются инвалиды-колясочники. Начали с масс-маркета, закончили fashion-маркетами – и ничего не нашли. После изучения ассортимента сформировалось как минимум 18 пунктов, которых не хватает специальным брюкам для инвалидов-колясочников.

К этим особенностям относятся завышенная талия по спине в брюках, наличие кармана для перевозки уридона, заниженные молнии, дополнительные выточки и вставки на коленях и т. д.

В основном упор делался на брюки, джинсы, но и верхнюю одежду я не обошла стороной. У многих плохо развита мелкая моторика, старалась учесть и этот момент при пошиве.

Конечно, существуют аналоги подобных элементов гардероба за границей, но моя задача – внедрить специализированный ассортимент для инвалидов-колясочников в Беларуси и максимально дополнить его деталями, которые усилят комфорт и удобство во время носки.

– В показе участвовали параолимпийские чемпионы. Как они отреагировали на роль моделей?

– Реакция была положительная. Я мало работала со спортсменами, поэтому была приятно удивлена. Все отозвались, поддержали проект и во время показа чувствовали себя раскованно, хотя для многих это был непривычный формат мероприятия.

8NB_1287

– Какое будущее ждет инклюзивную коллекцию?

– Не хочется останавливаться и «запирать» одежду в рамки моего бренда. Планирую выйти на европейский рынок, запустить полноценное производство, открыть магазин или интернет-магазин – этот вариант зачастую удобнее инвалидам-колясочникам. Главное, сделать правильный посыл и получить социальную поддержку. В планах также запуск проекта, суть которого в привлечении здоровых людей к покупке одежды для инвалидов-колясочников.

– Теперь давайте затронем участие в конкурсе Fashion AIDS Line. Это не первое ваше сотрудничество с UNAIDS в Беларуси. Какие еще проекты связывают вас с Организацией Объединенных Наций в направлении проблемы ВИЧ/СПИДа?

– Я была в жюри и помогала в отборе эскизов ко дню против дискриминации, разрабатывала майки с принтами, приуроченными к этому событию. Мы постоянно контактируем, и меня привлекают к сотрудничеству в различных проектах. Было приятно, когда меня поддержали и оценили в этот раз в рамках конкурса Fashion AIDS Line на Belarus Fashion Week.

– Красное кружевное платье, которое вы представили в рамках дефиле Fashion AIDS Line, немного не вписывается в концепцию бренда Tikota Unique. Чем вызвана смена стилистического вектора?

– Согласна, оно непохоже на предыдущие платья Tikota Unique. Объясню почему: я знала заранее, кто будет моей моделью на показе, поэтому создавала не эфемерный наряд, а конкретный образ под героиню. На первом месте были комфорт и соответствие с внутренним миром модели. Этой девушке не хватало смелости увидеть себя совершенно в другом амплуа, и я решила помочь ей раскрыть себя с новой стороны.

8NB_0347 copy+

– Как вы относитесь к коллаборации белорусских дизайнеров и UNAIDS в Беларуси?

– Положительно отношусь к такому сотрудничеству и надеюсь, что оно будет продолжаться и развиваться. Таких мероприятий должно быть больше, чтобы люди могли прикоснуться к тому, что не связано с ними напрямую. «Касается даже тех, кого не касается» – лозунг UNAIDS.

Считаю, что нужно привлекать к подобным проектам как можно больше людей и воспитывать единство принятия мира. Такие проекты, как Fashion AIDS Line, показывают, что мы на равных и неравнодушны к людям с особенностями. Человек изначально рождается чистым, только опыт и социум делают его таким, каким он становится впоследствии.

– Расскажите о создании и показе коллекции TIKOTA MAMA.

– Все произошло налегке. Участниц показа собрали буквально за два дня. Беременные боятся лишний раз себя показать – это сформировавшийся стереотип. Поэтому я обрадовалась, когда откликнулись активные и смелые девушки. Практически все модели первый раз выходили на подиум, некоторые даже стали на каблуки по своей инициативе – это подвиг в квадрате.

В коллекции для будущих мам акцент сделан на платья, также было пару образов с юбками, брюки не фигурировали в этой линии. Образы выдержаны в повседневном, немного хулиганском и где-то даже сексуальном ключе. Какие-то наряды выполнены в романтическом и «зефирном» прочтении, так я постаралась охватить как можно больше образов и стадий во время беременности.

IMG_1843_3 copy+

– Будет ли этот ассортимент дополняться и развиваться в будущем?

– Да, я планирую дорабатывать эту серию. Хочется получить фидбэк от мам и внедрить детали, которые упустила в разработке дебютной линии TIKOTA MAMA.

– В своем Instagram-профиле вы писали, что за время беременности участвовали в пяти показах. Три из них мы уже обсудили, какие оставшиеся?

– Еще было несколько показов в рамках Белорусской недели моды и презентация коллекции на Ukranian Fashion Week.

– Как вы справляетесь с таким темпом?

– Меня все устраивает, и до беременности (14 июня Катя родила сына. — Прим. ред.) был насыщенный график. Отмечу только, что сейчас выросла ответственность мероприятий. Та же коллекция с колясочниками потребовала совершенно другого подхода к работе.

– Последние ваши коллекции связаны с социальными аспектами. Как удается реализовывать дизайнерские задумки, не связанные напрямую с fashion?

– Я не совсем отошла от fashion-направленности. Наверное, наступил период, когда я должна обратить внимание не только на модную составляющую, а затронуть более глубокие аспекты. Время покажет.

– А как обстоят дела с полноценными коллекциями Tikota Unique?

– Я сделаю небольшой перерыв, а презентация новой коллекции планируется к осени. Я еще не задумывалась о формате и месте, о том, будут ли это единичные позиции или полноценная сезонная линия, – пока рано об этом говорить. Осознанно отдаю себе отчет в том, что работа с инклюзивной линией будет занимать много времени, и мне действительно хочется вести этот проект.

1-_NB_4081_новый размер copy+

– Давайте вернемся к истокам бренда Tikota Unique. С чего все начиналось?

– Опять же началось все с социального вектора, я вдохновилась темой сохранения земных ресурсов, вторичной переработки вещей. Получается, что со временем я вернулась к тому, с чего начинала, только уже в видоизмененном формате.

– Можете выделить ключевые моменты за историю существования бренда?

– Из знаковых событий отмечу участие в Украинской неделе моды – я вдохновилась после этого показа, по-другому посмотрела на организацию и внутренний процесс подготовки, увидела новый уровень и разницу. Также не обойду стороной сотрудничество с UNAIDS и проект с инклюзивной коллекцией.

– Помните самый необычный источник вдохновения в работе?

– Все коллекции Tikota Unique связаны с моим внутренним состоянием. Были линии окрыляющие и, наоборот, мрачные и тяжелые. Последние, наверное, больше запоминаются, так как источником вдохновения послужили моменты из жизни, о которых не хочется вспоминать. Но к этапу разработки одежды все переживания были пройдены, поэтому она не несет негативного посыла.

– Есть у бренда Tikota Unique знаковая вещь? Та, с которой напрямую ассоциируется марка?

– Из последнего – это майки с надписями на белорусском языке, которые так многим полюбились: «Каханне не атрута», «Я тру, ты трэш» и все в этом русле, а также свитшоты с вышивками.

_NB_4467 copy++

– На ваш взгляд, почему многие дизайнеры сосредотачиваются на молодой аудитории и практически не ориентируются на более зрелых клиентов?

– Думаю, это связано с развитием и популярностью социальных сетей. Молодежь больше времени проводит в том же Instagram и первая подхватывает какие-то нововведения, и в моде в том числе. Дизайнеры, в свою очередь, хотят охватить потенциальную аудиторию, которая быстро среагирует на авторские вещи.

– Как вы относитесь к тому, что у нас довольно много талантливых дизайнеров, но при этом белорусская мода до сих пор мало известна широкой публике вне Минска?

– Из наблюдений вижу банальное отсутствие желания выйти за границы Беларуси. К этому добавляются особенности менталитета, попытка удержать уже выбранную аудиторию и выдержанную концепцию, ориентированную только на белорусского клиента.

Безусловно, у белорусских дизайнеров есть коллекции западного направления, они-то чаще всего и представлены в Европе, но все же они в меньшинстве.

– С ростом чрезмерного потребления появляется тонкая грань между авторской одеждой и вещами масс-маркета. Как дизайнеру удержать эту творческую составляющую и не перейти в масштабное производство?

– Согласна, есть такой момент балансирования между авторством и одеждой массового производства. В первую очередь это вызвано кризисом. Люди не готовы платить за дизайнерские вещи. Покупательская способность заметно снизилась, и аудитория сейчас повернулась в сторону общедоступных вещей.

Дизайнерам остается подстраиваться под внешние факторы и выживать. Главное, не переставать работать и верить в себя и свое любимое дело. На каждый дизайнерский бренд найдется своя потенциальная аудитория.

Беседовала Екатерина Пирожок