2306431

Играть нельзя запрещать?

Превращаем любовь к компьютерным играм в будущую профессию

Несмотря на прогрессивность XXI века и повсеместную любовь к гаджетам, к компьютерным играм многие родители до сих пор относятся весьма скептически. Особенно если говорить о них как о способе времяпрепровождения для детей. Мамы и папы вспоминают о зависимости, случаях агрессии (которые однажды увидели в репортаже по телевизору) и бесполезной трате времени… А что если эта любовь к компьютерным играм однажды превратится в будущую профессию?

Мы поговорили с главой издательского подразделения Wargaming в СНГ Андреем Муравьевым, почему такой взгляд устарел и как играть в компьютерные игры правильно.

Wargaming – компания-разработчик серии игр на военную тематику, самая известная игра – World of Tanks.

спикер-варгейминг

– Давайте для начала разберемся: можно ли играть детям?

– Один из самых известных теоретиков игры Брайан Саттон-Смит изучал влияние игр на человека еще в 50–60-е годы. Он утверждал, что игра – это прямая эмоциональная противоположность депрессии. Мир сегодня поменялся: большие информационные потоки, конкуренция, постоянный стресс от необходимости принимать решения ежедневно… Игры – это то, что помогает перезагрузить мозг и получить гормон удовольствия. Это релакс и способ наполниться энергией и позитивом, занимаясь чем-то, в чем ты хорош, что тебе нравится.

Современные дети учатся больше, чаще, информационные потоки, которые их окружают, – гигантские. Гаджеты приходят в их жизнь намного раньше – прибавляются и проблемы с коммуникацией у большинства детей. Здесь и придут на помощь игры. Конечно, при четком контроле.

– Но ведь контроль зачастую имеет противоположную функцию – как говорится, запретный плод сладок…

– Запрет и контроль – разные вещи. Родителям нужно следить, чтобы ребенок рос полноценной личностью, чтобы мир вокруг был разнообразным. Но реальный мир большой и сложный – как интересный, так и опасный, напрягающий и давящий. Игры, по сути, – это отражение реального мира, потому не стоит пускать все на самотек. Несколько советов:

  1. Подбирайте игры, где частью геймплея (игрового процесса) являются те знания и навыки, которых не хватает ребенку.
  2. Следите за возрастными ограничениями игры.
  3. Ограничивайте во времени. Но ограничивать нужно, договариваясь с ребенком. Лучше давать на игру не больше двух часов.
  4. Следите за онлайн-сообществом игры. Не всегда игроки позитивны, а администрация проверяет сообщения.

– Как выбрать компьютерную игру ребенку?

– Начнем с того, что игры не бывают универсальными: каждая создается под определенную целевую аудиторию. Под нее подбираются сеттинг (среда, где будет происходить действие: место, время, условия), визуальный ряд, геймплей (как будет проходить интерактивное взаимодействие игры и игрока). Каждая игра проходит через международную классификацию возрастных ограничений в зависимости от наличия информации, которая может нанести вред развитию или здоровью ребенка (или информации, запрещенной к показу детям).

Это один из самых важных моментов в разговоре о компьютерных играх и детях. Конечно, никто не запретит ребенку скачать любую игру, но родителям необходимо отслеживать возрастные ограничения. Поговорите с ребенком, спросите, что ему нравится и что интересно, посмотрите трейлеры игр, вместе подберите подходящий вариант.

Например, игра World of Tanks рассчитана на возраст 12+. Но среди аудитории игры людей до 24 лет – лишь около 15%. Средний возраст игроков World of Tanks – около 30 лет, почти 50% сами имеют детей. Так что мнение «игры – развлечение для детей» – это стереотип, по крайней мере по отношению к нашей игре.

2306417

– Продолжая тему советов, на что еще обратить внимание родителям геймера?

– Игры – это прекрасный инструмент для стимуляции развития тех вещей, которых ребенку не хватает. Живой пример: мой старший сын не любит историю. Но благодаря стратегической компьютерной игре Total War он выучил историю Древнего Рима. Игры – это возможность подать мир и историю через ту форму, которая детям наиболее интересна. Так почему бы не использовать это? Пройдемся по плюсам:

  • игры-шутеры («стрелялки») развивают пространственное мышление, влияют на быстрое принятие решений;
  • если ребенок интроверт и замкнут, то игры с высокой социальной составляющей позволят улучшить коммуникационные навыки;
  • если ребенок плох в истории – подберите игры, которые выстроены на знаниях исторических событий и фактов;
  • если страдает математика, дайте ему стратегическую игру, где без вычислений тяжело добиться победы;
  • если ребенок не любит читать – выбирайте игры, где много текстовых сообщений.

Например, World Of Tanks – это не просто игра, а целый гигантский исторический музей, где геймплей завязан на исторических событиях Второй мировой войны. Игрок развивает логику и тактику: это своеобразные шахматы, где без понимания технических особенностей боевых машин ты не разберешься. Есть и другие плюсы: развитие пространственного мышления, повышение скорости принятия решений, выдержка, коммуникация в сообществе, исторические знания.

– Стоит ли обсуждать игру с ребенком, его достижения? И что насчет платного контента – нужно ли контролировать «покупки»?

– У нас бесплатная игра. Но чтобы получить какие-либо дополнительные бонусы, чаще всего нужно потратить или время, или деньги. Для взрослых проще отдать деньги, а дети в основном тратят время.

Родителям, конечно, не стоит стоять за спиной, пока ребенок играет. Попытка контролировать все его свободное время – это попытка закрыть для него возможность нащупать мир. У ребенка должно быть время, когда он занимается «ничегонеделанием». С другой стороны, нужно поддерживать связь, понимать, чем он занимается и что ему это может дать. И пытаться влиять на это, договариваясь.

Стоит ли обсуждать? Дети очень четко чувствуют неискренность. То, что родитель может похвалить ребенка, зарядить его бодростью и уверенностью в себе, – это хорошо. Но если родитель делает это «для галочки» – наверняка это не даст ничего. Лучше понимать увлечение ребенка, разделять его достижения в этом увлечении, давать обратную связь искренне – тем самым вы будете стимулировать его, чтобы он старался больше и лучше.

Если вы сами работаете в этой сфере, то обсудите нюансы игры, раскройте профессиональные секреты – это и улучшит коммуникацию с ребенком, и позволит ему смотреть на вещи, которыми вы занимаетесь, под другим углом, получить сопричастность к «тайному миру» взрослых. Если родитель сам играет, то будет классным вариантом играть вместе. Во время любого совместного времяпрепровождения ребенок будет прогрессировать лучше и качественнее.

– По информации с сайта, одна из ключевых ценностей компании – это счастливые игроки. Для компании важно, чтобы игра приносила удовольствие. Где находится тонкая грань между удовольствием и начинающейся зависимостью?

– Как и любое удовольствие, здесь важно контролировать время, которое ты готов тратить на него и при этом сохранять связь с реальным миром. Если ребенок проводит за игрой больше 2–3 часов – это может быть симптомом того, что в реальной жизни ему не хватает позитивных эмоций. Ведь люди, склонные к зависимости, – это те, у которых в жизни какой-то аспект не складывается. Мозг хаотично ищет, где можно получить удовольствие и позитивные эмоции. Игры – это быстрый и простой способ восполнить баланс эмоций, это своего рода «шоколад». Задача человека – получая удовольствие от шоколада, не забывать питаться и другими вкусными продуктами.

Если вы замечаете, что ребенок становится зависимым – стоит понаблюдать, как он живет, что его радует, подумать, как можно изменить мир ребенка, чтобы гормоны удовольствия он смог получать и за пределами виртуального мира.

– Можно ли превратить детскую любовь к играм в будущую профессию?

– Конечно, можно! До недавнего времени у нас в стране не было профессиональных кафедр, которые готовили бы специалистов индустрии компьютерных игр. Большинство сотрудников нашей компании имеют непрофильное образование. В профессию они пришли именно за счет того, что когда-то играли. Приведу в пример свою историю: я сам раньше играл, но мне не нравилось, как в игре был реализован один аспект. Я написал разработчикам, и в ответ услышал: «Сделай лучше». Я сделал – и этого было достаточно, чтобы через год меня наняла британская компания.

По такому принципу строят карьеру многие. Ты играешь, являешься частью сообщества игроков, разбираешься в тонкостях, умеешь делать замечания и аргументированно доносить свою точку зрения. Увлеченный человек не просто приходит на работу, а получает удовольствие от того, как меняет мир и приносит позитивные эмоции другим.

– Как вы думаете, стоит ли в школах (например, на уроках информатики) включать специализированные занятия по играм?

– У меня в школе был потрясающий учитель информатики, фанат своего дела! Это человек, который мог зажечь детей. Тогда и дети отдают сторицей. Если ввести занятия по компьютерным играм как факультатив с преподавателем, у которого горят глаза, для увлекающихся детей – эффект будет только положительный. А вот если это становится «обязаловкой»…

– А попасть в Wargaming подростку можно?

– У нас постоянно проходят экскурсии для школьников – это прекрасная возможность определиться с будущей профессией. А приходить к нам работать можно, еще будучи студентом. У нас молодая компания, и мы даем развиваться каждому: например, для сотрудников есть WG University – внутреннее подразделение, которое занимается обучением. Еще существует интернатура WG Forge, в рамках которой опытнейшие профессионалы компании делятся экспертизой в области игровой разработки. По итогам курса лучшие выпускники получают предложения о сотрудничестве с Wargaming.

– Говоря о компьютерных играх, мы подсознательно думаем именно о мальчиках. Могут ли найти свое призвание в сфере игр девочки?

– Если говорить об игровой индустрии – большинство компаний сегодня демократичны. Кто лучше работает – тот и остается. По моему опыту девушки более усидчивые, лучше справляются с выстраиванием коммуникации между членами команды, они умеют договариваться. В нашей компании работают около 30% девушек – HR-специалисты, разработчики, операционные директора, финансисты, SMM-специалисты, дизайнеры.

Если говорить об игроках – сейчас в мире становится все больше геймеров-девушек. Но в «танках» их немного: в компьютерной версии – 2–3%, в мобильной – около 5–6%. В основном игровой процесс подстроен под мальчиков.

– В следующем году игре World of Tanks исполнится 10 лет. Можете ли вы сравнить, как изменилось отношение людей к компьютерным играм за это время?

– Игры стали частью современного мира, повседневной жизни, отдыха и удовольствия, которое люди могут получать каждый день. Игры сильно потеснили телевизор: молодежь выбирает интерактивные развлечения, где она может участвовать. Аудитория у нас выросла, люди стали играть больше: ведь вся жизнь проходит онлайн. Для того чтобы у наших игроков был повод встретиться в реальном мире и хорошо провести время, мы проводим ежегодный фестиваль.

1000

15 сентября в Минске пройдет уже традиционный для минчан семейный праздник «Wargaming Fest: День танкиста». В прошлом году «День танкиста» собрал около 200 000 человек, в этом году организаторы рассчитывают принять не меньше гостей.
В парке Победы на территории 100 гектаров посетителям предстоит увидеть проекты компании Wargaming, послушать именитых хедлайнеров, принять участие в конкурсах и выиграть призы. Для особо ярых поклонников будет организована зона повышенного комфорта «Премиум-ангар».

Вход на «Wargaming Fest: День танкиста» свободный.

Советы психолога: как сделать компьютерные игры способом отдыха без вреда и плохих последствий?

IMG_5255психолог-copy

Наталия Богачева, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова

  • Не пускайте игровую жизнь ребенка на самотек: научите его основным правилам кибербезопасности и киберэтики, объясните, как вести себя при общении с незнакомыми людьми и как реагировать на оскорбления, угрозы.
  • Не делайте игру в компьютерные игры формой поощрения («получишь пятерку – дам поиграть лишний час») или наказания («две недели без игр за плохое поведение»). Тем самым игра приобретает дополнительную, даже избыточную ценность, что может стать источником дополнительного стресса или повысить риск возникновения зависимости.
  • Не выключайте демонстративно компьютер или интернет, если вам кажется, что ребенок злоупотребляет играми. Вводите ограничения и правила разумного использования игр постепенно и обоснованно (с детьми сознательного возраста можно и нужно договариваться).
  • Подавайте пример! Если вы хотите, чтобы у ребенка формировалось ответственное отношение к компьютерным играм, режиму дня и т. д., в первую очередь нужно демонстрировать это собственным поведением.

Предпринимайте меры, если:

  • игра в компьютерные игры систематически вызывает у ребенка сильные негативные эмоции (гнев, страх, печаль);
  • игра в компьютерные игры становится единственным и основным интересом ребенка;
  • ребенок начинает пренебрегать личной гигиеной, питанием, выполнением ежедневных обязанностей, общением с другими людьми ради игры;
  • явные негативные последствия чрезмерного увлечения компьютерными играми не приводят к прекращению игры, а только усугубляют эту привычку.

Выбор редактора: в книжный wish-лист

«Ты можешь создать компьютерную игру» Шон МакМанус

«Играй: История видеоигр» Тристан Донован

«Реальность под вопросом. Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир» Джейн Макгонигал

Беседовала Алеся Мешкуть