33817

Эвристическое обучение: что это и зачем нужно детям?

Сегодняшний мир постоянно меняется, увеличивая скорости движения всего и всех. Он требователен и строг: теперь недостаточно научиться чему-то и действовать по отработанному «шаблону». Мир ждёт гибкости, нестандартности, умения учиться новому каждый день.

Как воспитать ребёнка, чтобы он вырос счастливым, успешным и готовым к жизни в таком мире?  Чему стоит учить сегодня, чтобы уже завтра малыш смог уверенно совершать изменения сам, творчески мыслить и находить неочевидные решения? 

Чтобы научить креативности, нужно и учить креативно. Мы заинтересовались одним креативным методом обучения, который называется эвристический, и не только узнали, как он появился, но и приготовили несколько упражнений, которые легко можно выполнить дома.

п

Екатерина Воробьёва

Педагог, соучредитель Академии дополнительного образования для детей Mister Cat Academy

Что такое эвристика и зачем ребёнку совершать открытия? 

– Эвристика – это наука об открытии. В Древней Греции жил один знаменитый философ, которого звали Сократ. Своих учеников он учил не совсем обычным образом: Сократ задавал им вопросы, но не давал ответов. Часто он произносил какое-то утверждение, которое сначала нужно было доказать, а потом опровергнуть. Это способствовало глубоким рассуждениям учеников, которые начинали прислушиваться к себе и искали ответы внутри, а не вне себя. Сократ считал, что истинное знание рождается в человеке и не может быть получено от другого в готовом виде. Тогда возникло понятие «эвристическая беседа». 

Шло время. В педагогике появилось много новых подходов, идей, методов. А идея Сократа переросла в дидактическую эвристику. Ввёл это понятие Андрей Викторович Хуторской, директор российского «Института образования человека». Цель дидактической эвристики – раскрыть индивидуальность ученика с помощью создания им образовательных продуктов. Когда ученик создаёт своё, он и совершает открытия. 

Открытия можно совершать в любом возрасте, поэтому эвристическое обучение универсально и применяется на разных этапах образовательного процесса. Так, например, исследованиями в области эвристического обучения в Беларуси занимается ректор Белорусского государственного университета Андрей Дмитриевич Король. И идеи эвристического диалога, обучения через открытие, успешно применяются в работе не только с детьми, но и со студентами, а также преподавателями.

Что такое образовательный продукт? Это может быть что-то «материализованное». Например, рисунок ребёнка или текст-рассуждение. Также это внутренние изменения, которые происходят  в процессе обучения. По сути, это запуск процессов самореализации и самопознания. Представьте, что малыш спросил у вас, откуда берётся дождь. Можно просто сказать ему «правильный» ответ, а можно попросить порассуждать самому. В процессе таких рассуждений ребёнок включает воображение, своими, а не чужими глазами представляет мир, учится думать. Когда он выдвинул свою версию, можно рассказать (а лучше – показать) «ответ». Тогда начинается сравнение «своего» с «чужим» – это тоже очень важное умение. Ребёнок, которому удалось самому «дойти до сути», почувствует невероятную радость личного открытия, а вместе с ней – прилив мотивации к дальнейшему познанию. В дидактической эвристике часто используются эвристические (открытые) задания. Это такие задания, в которых нет правильного ответа. Зато процесс их выполнения развивает самые разные и самые нужные умения, навыки и компетенции. 

290343-P6PFPM-960

Как развить «навыки будущего», или к чему приводит эвристическое обучение? 

Сегодня часто говорят о так называемых «навыках будущего». Это:

  • критическое мышление;
  • креативность;
  • умение взаимодействовать с людьми и грамотно высказывать свою точку зрения;
  • развитый эмоциональный интеллект (способность к эмпатии);
  • гибкость сознания (способность учиться новому, принимать решения в нестандартных  ситуациях);
  • способность комплексно решать проблему (смотреть на неё с разных сторон, задавать вопросы и исследовать).

Эти навыки важны в любой профессии и сфере деятельности, однако как и при каких обстоятельствах они могут быть сформированы?

В школе учителя (и учебники) пытаются вложить в детские головы нужную информацию, но очень часто эта информация в головах не задерживается. Потому что она изначально «чужая» и.. не особо интересная. Мотивация к обучению-мучению, конечно же, падает. Про развитие креативности и других нужных вещей речь также не идёт.

Цель эвристического обучения – помочь ученику найти своё знание.  Ребёнок учится не просто принимать, но и создавать, менять, творить, преобразовывать.

В эвристике происходит «прокачивание» познавательных способностей, умения чувствовать окружающий мир и себя. Особенно важным является развитие способности ставить цели и рефлексировать – анализировать свою деятельность.

3781140

Эвристика в деле. Несколько примеров заданий и игр 

Необязательно быть педагогом, чтобы погрузиться с ребёнком в эвристический мир. Вот несколько примеров эвристических заданий и игр, которые можно практиковать родителям с детьми даже дома.

«Нарисованная версия меня» 

Ты когда-нибудь хотел стать художником? А писателем? Давай объединим эти два искусства. Сначала нарисуй себя. А затем напиши, в чём твоя уникальность и суперсила. Что бы ты хотел в себе изменить? Как думаешь, что у тебя получилось лучше: нарисовать или написать? 

«Превращение» 

Представь, что ты можешь поменяться местами с любым человеком на свете. С кем бы ты поменялся? Напиши об этом небольшую историю или расскажи её родителям.  

«Письмо в будущее» 

Напиши письмо своему ровеснику, который будет жить через 100 лет, и расскажи про жизнь в 21-ом веке. Прочитай это письмо родителям. Спроси, что бы они добавили к твоему письму.

«Сказочных дел мастер» 

Сочини сказку вместе с семьёй. Начни первое предложение словами «Жил-был», следующее предложение придумывает кто-то другой, и так по очереди по одной фразе. Понравилась ли тебе получившаяся сказка? А процесс её «сочинительства»? 

O9VWOK0

Игры для двоих и больше детей

«Добрые и злые волшебники»

Если детей двое, то кто-то принимает сторону добра, а кто-то зла. Если больше – можно разделиться на две команды. Условия игры:

У каждого из вас есть суперсила: вы можете управлять временем. Только одна команда (злых волшебников) может использовать управление временем, чтобы навредить другим. А команда добрых волшебников – наоборт – умеет управлять временем, чтобы сделать мир лучше. Задание для злых волшебников: придумать, что бы вы изменили в прошлом, чтобы сегодняшний мир подчинился злу. Задание для добрых волшебников: придумать, что бы вы изменили в прошлом, чтобы сегодняшний мир стал лучше и добрее. Выиграет команда (или ребёнок), у которой получится применить суперсилу управления времени с бОльшим влиянием (победитель определяется совместным обсуждением с родителями после озвучивания идей). 

  1. Вспомните, когда время было для вас «злым», а когда «добрым». 
  2. Представьте, что у вас есть возможность вернуться в прошлое, но только один раз, и что-либо изменить. Что бы вы изменили? Почему? 
  3. Можете ли вы управлять своим личным временем? Если да, то как вы это делаете?

Изначально для детей такие задания могут быть непривычными, поэтому задача родителя – привлечь интерес, поддержать и стать помощниками в совершении открытий. Для родителей это прекрасная возможность лучше узнать своего ребёнка.  В заданиях частенько нужно что-то написать или нарисовать. Можно завести красивый ежедневник, где будут храниться мысли и рассуждения. А со временем – следить, как ребёнок становится лучшей версией себя!

Текст: Екатерина Воробьева