расс copy

Эрик Бьоркман. Красота как образ жизни

Знакомство с Oriflame Cosmetics у Эрика Бьоркмана произошло во время посещения одного из мероприятий компании. Тогда Эрик обратил внимание на атмосферу в сообществе – на то, как люди сплочены, с каким они удовольствием проводят время вместе, как поддерживают друг друга. Сотрудничество же Эрика Бьоркмана с Oriflame Cosmetics началось с работы в небольшом филиале компании в Украине. После были Казахстан, Узбекистан, Туркменистан. Еще три года в Москве и два в Киеве. И уже чуть больше года Эрик Бьоркман является генеральным директором «Орифлэйм Беларусь». Кстати, он первый швед, который работает в белорусском филиале.

Фото: Сергей Пак

Фото: Сергей Пак

– Удалось ли вам уже обжиться в Беларуси? Понять ее?

– Беларусь больше других стран СНГ напоминает мне о Швеции. Белорусы, как и шведы, ответственно относятся к природе, не выбрасывают мусор на улице, поддерживают порядок. Вы не высокомерные, не заносчивые, не смотрите на людей свысока, мы такие же. Еще Швеция похожа на Германию, немцы – спокойный народ, не требующий много от жизни.

В Беларуси я встречал больше добрых людей. Вы прямые, не обманываете и готовы помогать. При этом здесь меньше иностранцев, чем в Украине и даже в России, но больше людей говорят на английском. Есть хорошая русская пословица про дураков и дороги. Так вот, в Беларуси хорошие дороги и очень мало дураков.

– Скажите, какое в «Орифлэйм Беларусь» соотношение мужчин и женщин?

– Наша компания состоит из сотрудников и консультантов. Среди сотрудником девушек где-то 80% и всего 20% мужчин. В управляющей команде – 50/50. Среди консультантов – 90% женщин и 10% мужчин.

Мегафорум Орифлэйм "PROдвижение к красоте и успеху"

Мегафорум Орифлэйм «PROдвижение к красоте и успеху»

– А как руководить преимущественно женским коллективом, чтобы компания росла и развивалась?

– Коллективы, в которых я работал, чаще всего были преимущественно женскими. Поэтому для меня это не является сложностью. Основа всему – диалог. Нужно давать больше возможностей высказываться, интересоваться мнением сотрудников. Выслушивать претензии и предложения, стараться выстраивать бизнес-стратегию вместе. Думаю, что для девушек это важнее, чем для мужчин. Обычно мужчины не готовы много времени тратить на обсуждение.

На коммуникации базируется и модель прямых продаж. Oriflame – это клуб, где люди собираются, обсуждают личные и профессиональные вопросы, при этом получают достойный заработок.

У нас много платформ, где есть возможность делится мыслями и получать обратную связь. Для консультантов специалисты проводят семинары либо вебинары. Есть общий чат в Telegram, в нем где-то 500–600 человек – это ядро наших бизнес-партнеров. Люди смело высказываются на этой странице о своих предпочтениях, о доставке, ценовой политике.

Почти каждый выходной проходят разные мероприятия по Беларуси, где мы встречаемся с нашими консультантами и бизнес-партнерами, рассказываем о новостях компании, о новых продуктах. Они делятся с нами своим мнением.

Есть и 175 дистрибьюторских пунктов, ими занимаются партнеры-предприниматели. Это очень активные места для коммуникации и обмена информацией. У меня лично контакт с 15 самыми крупными Сервисными пунктами «Орифлэйм» (СПО). Их руководители могут лично мне в любой день написать в Telegram или позвонить, отправить электронное письмо.

Если возвращаться к штатным сотрудникам, раз в три недели у нас проходит общее собрание, в котором принимают участие все – от генерального директора до кладовщика, и высказаться может каждый желающий.

Три раза в год проходят официальные беседы один на один с каждым сотрудником, где обсуждаются его карьера, его цели, чего он хочет и каким образом этого можно достичь. И мы вместе с ним выстраиваем индивидуальный план работы с интересными заданиями, которые ориентированы на профессиональный рост.

– Постановка задач для мужчин и женщин разнится?

– Я заметил, что в СНГ достаточно неоднозначное отношение к тому, руководитель женщина или мужчина. У нас, шведов, это совсем не так. Скорее обращают внимание на качества человека, важно, чтобы он мог взаимодействовать с людьми, слушать и получать обратную связь. А мужчина это или женщина – не имеет значения.

Когда я работал в Казахстане, руководителем была девушка из Эстонии. Сейчас 1/3 бизнеса компании Oriflame Cosmetics в СНГ руководят женщины. А в России управленческая команда больше чем наполовину состоит из девушек. Поэтому и постановка задач формулируется одинаково.

oriflaфme.17.06

– Если бы вам предложили написать книгу, о чем бы она была?

– Интересно. Скорее всего – о том, как использовать шведскую культуру в управлении людьми в СНГ. Шведов считают добрыми и наивными людьми, хотя мы не такие. Мы просто всегда даем человеку возможность высказаться и будем слушать до последнего, даже если нам не нравится то, что говорит собеседник. Будем сидеть и терпеть, хоть разговор и неприятный.

Есть один хороших анекдот на эту тему. Живут на одной лестничной площадке две семьи. Одна постоянно ругается, что даже слышно, проходя мимо их квартиры. Вторая, наоборот, очень тихая. Как-то жена из первой семьи отправила мужа разузнать, почему у соседей всегда так тихо и мирно. Говорит: «Сходи, выпей чаю, да все разведай». Пошел муж… Возвращается домой. Жена спрашивает: «Ну что?» Муж смотрит ей в глаза и отвечает: «Понимаешь, в нашей семье каждый всегда прав, а у них – всегда виноват». И это очень по-шведски.

Мы всегда чувствуем, что это мы виноваты и мы должны исправиться. Мы редко настаиваем на своей позиции. Мне кажется, именно этого не хватает людям в СНГ. Oriflame – это маленький оазис со шведской атмосферой. Агрессивно настроенные люди очень редко остаются в нашей компании. Мы за теплую атмосферу внутри коллектива. Слушаем разные точки зрения, разбираем разные профессиональные подходы и пытаемся решать все проблемы, проговаривая их.

– Каким образом вы тогда доносите критическую точку зрения до сотрудников?

– Чаще всего это беседы один на один. Я стараюсь объяснить свою точку зрения, что меня не устраивает. Интересуюсь причинами, почему у человека что-то не получилось или результат оказался не тем, что ожидали. Мы будем вместе искать пути для достижения цели. И конечно, я понимаю, что не всегда возможно выполнить все задания так, как я сам себе наметил. Но я буду доволен, если цель достигнута, хоть и методы были отличны от разработанных нами. Для меня наиболее важен конечный результат.

1K1A2717 copy

– Как бы вы советовали разрешать конфликты в коллективе?

– Шведы, которые всегда считают себя виноватыми, стараются строить взаимоотношения на понимании. Если два человека сильно ругаются и наблюдаются острые моменты в их коммуникации, то мы стараемся поговорить с ними. Конечно, скорее всего никакого согласия между этими людьми уже не будет. Тогда приходится с кем-то расставаться – и это будет тот человек, который форсирует события и не соответствует нашим корпоративным ценностям.

– Существует ли в компании Oriflame какая-либо система поощрений?

– Например, наша управляющая команда по итогам месяца порадовала результатами продаж. И мы с ними поехали во Львов на выходные. Это неформальное поощрение. Формальное – повышение зарплаты раз в году. Три раза в год мы проводим личное собеседование с сотрудниками, по итогам которого повышение может быть выше, чем у основного коллектива. Есть квартальный и ежегодный бонусы, которые зависят от профессиональных заслуг и никоим образом от взаимоотношений.

– А вы пробовали на себе систему прямых продаж?

– Честно говоря, нет. Мы участвуем в мероприятиях, где стараемся вместе с партнерами приглашать новых людей в компанию Oriflame. Но таких примеров очень мало.

– Скажите, отличаются ли методы продаж и покупательское поведение у женщин и мужчин?

– Девушки более эмоциональные, в отличие от мужчин. Для них важно быть в коллективе, принадлежать к какому-либо сообществу, быть вовлеченными в процесс. Мужчинам все это меньше интересно. Мы проводим разные мероприятия, которые помогают объединить людей. Это больше интересует девушек, безусловно. И они скорее всего именно на это единение делают ставку – как в процессе привлечения людей, так и выступая в роли покупателя.

Мужчины более рассудительны, их интересуют условия и возможности реализовать себя. И решение они принимают однозначное: покупаю или не покупаю. Девушки не так категоричны. Им надо больше аргументов или больше эмоциональной вовлеченности, атмосферы.

DSC_3623 copy

– Как вы относитесь к женщинам-карьеристкам?

– Положительно. Если я вижу, что девушка – карьеристка, то стараюсь помогать ей профессионально расти. Мы обсуждаем, какие более интересные задачи можно предложить, чему стоит еще научиться. Старюсь предлагать таким девушкам более подходящие позиции, выше по рангу; говорить о них с руководителями крупных филиалов. Хочу, чтобы их имена были на слуху.

– Что для вас самое неприемлемое в женском поведении?

– У девушек много тараканов в голове. Чаще всего люди не показывают это на работе, но это проявляется дома. Для большинства мужчин жизнь проще, они меньше думают о плохом. И мужчинам не очень нравится слушать о тараканах в голове и жить с ними.

– Есть ли у вас слоган, с которым идете по жизни?

– «Я всегда виноват!» Но я громко это не говорю.

Беседовала Юлия Волчок

Фото из архива «Орифлэйм Беларусь»

Print