DSC_0332 copy

Алфавит Владимира Максимкова

Режиссер, продюсер и путешественник Владимир Максимков – про дилетантство, паклю и букву «Р».

Г. Виселица. Литературная ассоциация, вызванная рассказом Аркадия Аверченко, которого я считаю одним из самых остроумных русских писателей. В этом рассказе речь про послереволюционную интеллигенцию, лишенную культурной жизни и развития. Утрированно показана деградация человека: «Раньше читал книги, потом книг не стало – начал читать вывески; а вчера ходил в поле – смотреть на виселицы, собственно, больше для чтения: одна виселица на букву «Г» похожа, другая – на «П». Юмор мрачный, но точный. Я к тому, что сегодня мы, в принципе, не далеко от описанной ситуации ушли.

Дилетант – мое слово. А состояние дилетантства – одно из любимых мироощущений, оно мне близко, понятно и дорого. Сегодня под дилетантом у нас понимают человека, который занимается каким-либо делом непрофессионально, без определенных навыков, и чаще всего слово имеет негативную окраску. Однако в словаре Даля «дилетант» означает «вдохновенный любитель», и я настаиваю именно на таком объяснении.

Это значит, что человек делает что-либо не по необходимости, а по желанию, искренне и вдохновенно. На самом деле дилетант знает и умеет очень многое, у него может не быть специального образования, однако увлеченность дает глубину и размах. Можно быть высококвалифицированным программистом, но при этом рисовать карандашом шикарные портреты – просто для удовольствия. Человеку нужно быть дилетантом. У него должно быть увлечение, которое вдохновляет.

Из личного опыта смею утверждать: нередко любители-дилетанты лучше профессионалов. Потому что занимаются делом с душой, а не за гонорар. Всегда вспоминаю свой любимый проект «Путешествия дилетанта», которым горжусь особенно. Программа рассказывала белорусам о настоящей, живой, интересной Беларуси. Ее ведущий – Юрий Жигамонт – не профессиональный историк, а актер, который увлекается изучением истории Беларуси. И как же вдохновенно он это делает! На его рассказах-историях выросло целое поколение белорусов.

IMG_43623. У меня эта буква вызывает эротическую ассоциацию: «з» напоминает мне женскую грудь и ягодицы. Я мужчина толерантный, при этом с традиционной сексуальной ориентацией, женские формы меня привлекают – физиологию никто не отменял. Но никаких стандартов красоты у меня нет. Я люблю женщин любых размеров, роста, цвета волос и кожи и не оцениваю их по внешнему виду, – прошел тот возраст.

Чтобы увлечься женщиной, мне недостаточен только ее экстерьер, мне необходимо с ней говорить, смотреть ей в глаза. Для длительных отношений важны духовная общность, взаимопонимание, желание вкладывать друг в друга, а не внешняя красота. На одной физиологии долго не протянешь. Самая сексуальная часть женщины – это действительно ее мозг.

Искусство. Популярная фраза: «Подумаешь, какой-то черный квадрат, такой и я могу нарисовать». Только разница между «я могу нарисовать» и «я нарисовал» существенная. На словах мы все можем. Особенно от таких «оценщиков» достается авангардному, передовому искусству. Искусство вообще мало кто за работу считает. А это самая что ни на есть работа. Кропотливая, тяжелая, длительная и почти всегда неблагодарная.

По сути, художнику нужно не только создавать произведение, но и буквально пробивать стену стереотипов головой. Все, что выходит за рамки классического, то есть общепризнанного, разжеванного, разложенного по полочкам и красиво поданного, люди принимают неохотно. Ведь их вынуждают думать, анализировать, осознавать и понимать – тоже работать, а не потреблять. А работа – отнюдь не любимое занятие большинства. Отсюда возмущение и неприятие. Проще сказать «фу, чушь», чем попытаться изучить, осмыслить и выйти за рамки привычного.

Космополит. Я считаю и ощущаю себя таковым. Мой отец – военный, в связи с чем с младых ногтей я езжу по миру. Родился в Германии, рос и учился в Польше, в промежутках катался от Архангельска до Одессы, переехал в Беларусь, сейчас тоже постоянно в путешествиях и разъездах. По этой причине как такового чувства родины – привязанности к какому-либо месту, грубо говоря, «березке», или стране – у меня нет. Я люблю все и всех. Мне хорошо практически в любой стране мира. И мне нравится такое состояние.

Лень – мое любимое состояние. Чистая правда, что лень двигает прогресс. Когда я ленюсь что-то сделать, я придумываю способ, как это сделать наипростейшим образом и приложить минимум усилий. Еще лень защищает от совершения необдуманных решений и поступков. Не зря говорят: отложите проблему, возможно, завтра ее не понадобится решать вовсе. Либо решение будет более взвешенным, осознанным и, соответственно, эффективным.

Еще рекомендация: если уж позволили себе лениться, то ленитесь в удовольствие и не ругайте себя. Расслабьтесь. Лень учит слушать свой организм, это своего рода медитация, способ сохранить энергию и правильно распределить свои ресурсы. Благодаря лени вы поймете, что действительно важно, а что – несущественно.

Но любая лень исчезает, когда есть мотивация. Если вам необходимо встать в четыре утра, чтобы успеть на самолет и улететь в отпуск мечты, вы легко проснетесь и с радостью помчитесь в аэропорт. Если вы влюбитесь на самом деле, захотите произвести впечатление стройной фигурой, вы перестанете питаться лишь бы как и найдете время для занятий спортом. И никакие уговоры или оправдания не потребуются.

IMG_1529_resizeМаксимальное расширение видения – мой некоммерческий мультимедийный проект, который я назвал Maksivision. Свободные идеи для свободных людей. На это меня натолкнул бесконечный спор по поводу поиска идей и того, кто у кого какую идею «спер». Меня этот спор раздражает, потому что украсть идею невозможно.

Во-первых, все давно уже придумано. Во-вторых, идеи не защищаются авторским правом. Идея – штука эфемерная. Более того, у любой идеи – много аналогов. Ко мне, как к продюсеру, периодически являются люди с горящими глазами и предлагают реализовать совместные проекты. Когда прошу рассказать, в чем заключается идея, мне отвечают: «Не расскажем, вы ее украдете». Да назовите мне вашу идею, я сразу перечислю вам с десяток ее вариантов!

Потому что вам лишь кажется, что вы придумали нечто гениальное. Все гениальные идеи в мире уже есть. Более того, их не так уже и много: чаще всего говорят про двенадцать «вечных» сюжетов. Все остальное – просто вариации.

Поверьте, за рамки этих сюжетов еще никто не вышел. Дело в том, что люди неправильно само слово «идея» понимают. Самое важное в любой идее – это ее реализация. Именно реализация делает идею уникальной. Поэтому идеями, которыми полнится моя голова и которые постоянно возникают во время работы, я готов делиться безвозмездно. По той простой причине, что сам реализовать их все не смогу, – банально жизни не хватит.

Так я решил создать проект и публиковать разные – в том числе и свои – идеи, чтобы другие ими пользовались. На мой взгляд, именно таким образом развивается человечество: идеями обмениваются, вдохновляются, дорабатывают и пользуются.

Небрежность. Мне импонирует французская небрежность во внешнем виде. Наверное, в прошлой жизни я был французом, потому что мне нравится легкая помятость, небритость, отсутствие тяги к пафосу и брендам. Французам важно не то, как ты одет, а какой ты человек и насколько ты интересен. В одну из моих первых поездок во Францию – я участвовал в международной музыкальной выставке в Каннах – я познакомился с владельцем крупного музыкального лейбла.

Человек – хозяин компании, при этом на стенде присутствовал лично. Я тогда ошалел от его вида: он был в обычных кедах, мятых джинсах, незамысловатой майке. Вторым сильным впечатлением стало то, что он назначил нам встречу в принципе, потратил на нас свое время и общался на равных, хотя с точки зрения бизнеса наша компания для него не представляла никакого интереса. Третье удивление: он был в очках, дужка в которых была скручена проволочкой.

У меня случился конкретный разрыв шаблона: бизнесмен-миллионер, лишенный какой-либо кичливости и чувства собственной исключительности. Ну а потом такие примеры во Франции, да и в Европе в целом, я стал постоянно встречать сплошь и рядом. Внешние понты здесь не нужны никому.

Пакля и поэзия. Незнайка из книги Николая Носова спрашивал, как писать стихи, и ему объясняли, что такое рифма. «Придумай рифму на слово «пакля». А какую рифму можно к этому слову придумать? Если словарный запас мал, много не придумаешь, рифма с таким специфическим словом получается слишком «лобовая».

Когда я стал увлекаться стихотворчеством – рифмовать свои мысли, начал искать не «лобовые», а близкие по звучанию и смысловые рифмы. Поэтому сегодня к слову «пакля» я могу придумать достаточно рифм. Но поэтом себя вовсе не считаю и не претендую на это звание – я всего лишь дилетант.

Поэзия и стихосложение – разные понятия. Умение красиво рифмовать слова и писать стихотворения по случаю еще не делают человека поэтом. Это лишь признак эрудиции и творческого склада ума, но никак не настоящей поэзии. Стихотворчество – просто ремесло, но в хорошем смысле. Люди, которые ладно слагают стихи, нужны – сколько сфер, где требуется умение хорошо писать. Но это не поэты и не поэзия.

Поэт – человек, который пишет, потому что его «прет» и он слышит стихи «откуда-то», а не потому, что умеет со словами работать. Я знаком с девушкой, которая каждый день встает в пять утра и, пока все домочадцы спят, пишет стихи на кухне. Она встает в такую рань не для оттачивания рифмы, а потому что не может спать – ее голову переполняют тексты, и если она не встанет и не напишет их, ей физически будет плохо.

Она пишет гениальные стихи и прозу, но даже не думает их публиковать, просто пишет, потому что не может по-другому. Когда я прочел ее произведения, у меня был шок. Девушка – инженер, у нее семья, дети и обычная жизнь. Поэт ли она? По моим меркам – да.

«Р-р-р-р». Рык животного, точнее, урчание. Я люблю животных, и они всегда у меня были. Сейчас у меня две собаки и кот. Я вообще не представляю свой дом без животных. Как бы странно это ни звучало, но животных я уважаю больше, чем людей. У животных нет второго плана и задних мыслей, они честные. Животные, даже дикие, не бывают злыми. Их агрессия – защитная реакция на внешний раздражитель.

Хищники нападают, только когда хотят есть, а не ради удовольствия. И если кот написал вам в тапки, значит, вы это заслужили, а не потому, что у кота паршивый характер. Животный мир подчиняется оптимальным законам природы, а не придуманным кем-то правилам или моральным нормам.

Изображение 758Цукерберг. Создатель самой популярной социальной сети в мире. Этот человек – настоящее явление: он развил могучий бизнес из студенческого увлечения. Его история – хороший пример для тех, кто не верит в общество равных возможностей. Марк Цукерберг в прямом смысле овладел умами людей и стал миллиардером. И это реальность.

Если говорить про социальную сеть в целом, то это довольно любопытный эксперимент, который еще непонятно, к чему приведет, но я с удовольствием в этом эксперименте участвую. Кроме того, что у меня есть возможность изучать поведение людей и способы манипулирования ими, я могу просто вести свой онлайн-дневник и сохранять свои мысли. Раньше делать записи на бумаге мне было лень.

Появление социальной сети и удобных девайсов значительно упростило процесс. Человек может даже не записывать, а наговаривать в телефон то, что его «зацепило», и таким образом формулировать и фиксировать свои мысли. В социальной сети я пишу свои афоризмы, тексты на злобу дня, стихи, размещаю свои фотографии, картинки, которые мне нравятся. Еще больше увлекает, когда твои заметки становятся интересны другим людям, ты начинаешь получать обратную связь, общаться.

Для себя в социальной сети я нахожу только плюсы. Что касается зависимости, это вопрос личной ответственности каждого человека. Не нужно винить создателей социальных сетей за то, что вы часами в них пропадаете. Это все равно, что злиться на молоток, которым сам себя ударил по пальцу. Сколько времени проводить в сети и для чего, решаете только вы сами.

Ядро. С этим словом у меня две ассоциации. Первая связана с бароном Мюнхгаузеном, героем фильма Марка Захарова и Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Фильм злободневный и давно разобран на цитаты. Одна из самых близких мне цитат: «Любой разумный человек просто обязан время от времени вытягивать себя за волосы из болота». И я регулярно стараюсь так делать.

Вторая ассоциация – физика: я по образованию радиофизик и до сих пор трепетно отношусь к физике, хотя мой «личный вклад» в науку давно уже завершен. Но чем дольше живу, тем четче понимаю: физика – фундаментальная и могучая вещь, а я, по сути, слишком много времени занимался каким-то «воздухом».

Более того, я выступаю за то, чтобы во всех вузах, даже творческих, студенты изучали хотя бы основы математики и физики: это необходимо для понимания устройства мироздания, развития системного и логического мышления, умения работать с массивами информации и устанавливать причинно-следственные связи. Навыков понятийного мышления сегодня недостает практически во всех областях нашей жизнедеятельности.

Записала Наталья Гантиевская

Фото из личного архива

Алфавіт Уладзіміра Садоўскага

Алфавит KANAPLEV+LEYDIK

Алфавіт Андруся Такінданга

Алфавит Анны Силивончик

Алфавит Владимира Козлова

Алфавит Дяди Вани

Алфавит Лары Фабиан 

Алфавит Кирилла Шимко

Алфавит Алексея Ягудина

Алфавит Ангелины Уэльской

Алфавит Саши Варламова 

Алфавит Юрия Зиссера

Алфавит Сати Спиваковой

Алфавит Ники Сандрос

Алфавит Светы Бень

Алфавит Анны Бонд

Алфавит Ильи Лагутенко 

Алфавит Владимира Цеслера

Алфавит Мелиты Станюты

Алфавит Дениса Дудинского 

Алфавит Александра Куллинковича

Алфавит Максима Поташева