DSC06702 copy+

Алена Шиенок: «Самое сложное для подростка – найти, понять и принять себя»

Создать альтернативу обычной школе в Беларуси пытались многие. Самые крупные проекты находили отклик в СМИ, у потенциальных инвесторов, родителей и самих школьников, но никогда – в административных кругах. При этом многие понимают, что школьная система образования безнадежно устарела. Дети не готовы к жизни, не могут выбрать профессию не по шаблону, не знают, что востребовано на рынке. Алена Шиенок создала первый в Беларуси центр профессиональной ориентации и планирования карьеры для подростков «Мэта». Мы сходили к ней в гости и узнали подробнее о работе центра.

Алена Шиенок

Алена Шиенок

Вы взялись работать с самой сложной, на мой взгляд, и самой требовательной аудиторией – подростками. Почему?

– Подростки – действительно самая сложная аудитория, крайне строптивая. С одной стороны, притязание на взрослость, вроде как все знают, умеют и понимают. С другой – опыта, знаний и жизненного багажа для истинно взрослого поведения не хватает. Свою лепту привносят и взрослые, постоянно стремящиеся научить и воспитать. Получается конфликт.

При этом именно подростковый возраст – начало этой самой взрослости. То, какие основы будут заложены именно в этом возрасте, повлияет на дальнейшую жизнь человека.

Родители чаще всего очень стараются дать своим детям самое лучшее. Но, к сожалению, не всегда знают, как формировать профессиональную осознанность и ориентацию подростков, либо элементарно не имеют на это времени. Также стоит помнить, что «нет пророка в своем отечестве», и дети просто не слышат.

На мой взгляд, наша школьная система образования не только не формирует у детей навыки, осознания и компетенции, необходимые в профессиональной жизни, но и напрочь отбивает важнейшие вещи: самостоятельность, критичное мышление, творческий и неординарный подход к решению вопросов, инновационность, коммуникабельность и пр.

Я говорю о том, что школа продолжает рамочно мыслить и заставляет детей принимать эти правила. Я не поддерживаю такой подход и хочу, чтобы в нашей стране ситуация улучшилась. Это возможно только через работу с молодыми людьми.

– В чем уникальность центра и какие цели вы ставите для себя и своей команды?

– Уникальность исходит из целей самого центра – помощь в профориентации и развития карьеры людей разного возраста, опыта и образования. Два года назад приказом Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома «распустили» Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи за ненадобностью.

Получается, что на государственном уровне профориентация не нужна, а на практике людям необходима помощь.

Также отличительная черта центра в том, что мы ориентируемся на каждого человека индивидуально. Я не верю в универсальные инструменты для всех. Даже при одинаковом запросе «хочу сменить работу» консультация будет строиться от человека.

Если обращаться к особенности методики нашей работы, то безусловным преимуществом является комбинированный подход: психологически-эйчаровский либо личностно-рыночный.

Классические профориентологи работают с личностью человека, игнорируя требования и ситуацию на рынке. Чаще всего работа строится на качественных психологических опросниках, прочтении обезличенных профессиограмм, просмотре специальных (но не всегда актуальных) фильмов и использовании устаревших данных по рынку труда.

Мы же предлагаем двухсторонний взгляд на вопрос профориентации человека. Нельзя игнорировать потребности рынка, иначе можно столкнуться с ситуацией, когда подросток механически выбрал профессию, отучился, а никому не нужен. Либо появились новые технологии, а как адаптироваться к ним, он не знает и не понимает, что делать.

Моя методика авторская, но в основе ее лежат абсолютно классические подходы и лучшие современные практики. Цель нашей команды – помочь каждому обрести свой профессиональный путь и заниматься только любимым делом.

– Очевидно, что при создании центра вы опирались на чей-то опыт. Где черпали знания и вдохновение, у кого учились?

– Я постоянно учусь и вдохновляюсь: опытом великих мастеров, наработками коллег, жизненными историями окружающих людей, за что им низкий поклон.

У меня было много прекрасных наставников – от родителей и педагогов в школе, которые научили учиться, любить свою Родину, нести ответственность за поступки и др., до профессионального обучения сначала на факультете психологии, потом – в магистратуре, плюс постоянные курсы, тренинги. В учебе я всегда ориентируюсь на лучшие мировые практики.

Также мне повезло работать в прогрессивных международных компаниях с отличными HR-процессами. Я бы сказала, что центр «Мэта» – продукт моего многолетнего и многопрофильного опыта и знаний.

Что, на ваш взгляд, самое сложное для современного подростка?

– Самое сложное для подростка – найти, понять и принять себя. Современный подросток живет в век суперскоростей и технологий, которые определяют условия жизни и требования к будущему. Как говорилось выше, если не начать закладывать основы с детства, человек попросту будет не готов к профессиональной деятельности.

Основная ценность современного работника – не готовая профессия либо пакет знаний, полученный в вузе, а набор компетенций, соответствующий условиям рынка. От быстрой обучаемости до мобильности. Подросток это должен осознать и развить.

– Расскажите о своем опыте выбора профессии…

– За свою жизнь я попробовала много профессий и проработала в разных компаниях, каждая из которых дала бесценный опыт и понимание. Работать начала на первом курсе университета. Учась на дневном, полдня работала менеджером по продажам услуг в крупном холдинге.

После двух лет в сфере активных продаж поняла, что не хочу больше этим заниматься, а хочу работать по специальности (практический психолог/преподаватель английского). Как раз летом после второго курса я занялась поисками работы. Обратившись в частные детские развивающие школы, не имея опыта, я все-таки получила один положительный ответ. Так началось 6-летнее преподавание английского дошкольникам.

Несмотря на то что педагогика – моя абсолютная страсть и призвание, один год распределения в столичную гимназию изменил мое желание работать в нашей системе образования. И дело даже не в деньгах – их можно заработать в других областях.

Вопрос в том, что ценность преподавания и развития в школе почти сведена к нулю. Куда важнее не «облажаться» перед районо, показать хорошие результаты при аттестации и чтобы все кабинеты были с рамками одинакового цвета. Я деградировала в школе и сразу после распределения сбежала.

10 лет назад понятие HR (работа с персоналом) только входило на наш рынок. Изучив требования, я решила, что мне будет интересно, и подала резюме. Мне посчастливилось попасть в команду первого сетевого 5-звездочного отеля в Беларуси, где я изучила международные стандарты и подходы работы с персоналом не только теоретически, но и практически.

Дальнейшая моя деятельность строилась в углублении и расширении экспертизы в области HR, вместе c которой развивалась и моя вертикальная карьера. Признаюсь, что до сих пор областью моего особого интереса является обучение, развитие и работа с кадровым резервом. По сути, деятельность центра чем-то перекликается с этими сферами.

Легко было решиться на свое дело после многих лет офисной работы?

– Идею вынашивала давно и собиралась организовать подобный центр на базе одной из компаний, в которых возглавляла департамент по работе с персоналом. С одной стороны, это польза для общества, с другой – отличный маркетинговый ход для компании. Тогда до корпоративной реализации дело не дошло.

Когда я ушла из компании, стал вопрос о дальнейшем трудоустройстве. Задумавшись, чего хочу, поняла, что 100-процентная офисная жизнь меня душит, а в голове много идей, которые пора воплощать. Центр оказался одной из первых. И это произошло очень легко и органично.

Планируете ли открывать подобные центры в регионах?

– Благодаря развитию технологий сейчас доступны индивидуальные консультации и для регионов через скайп. Семинары, лагерь и другие аудиторные формы активности также планируются для жителей региональных городов.

Беседовала Евгения Краснова

Фото из личного архива