1норм copy

Алена Авдеенко: «Только у сильных есть возможность расти»

Все собеседники очень разные. Сегодняшний герой – сочетание нежности и стойкости, чрезмерного интереса к жизни и осознанности в каждом действии. Она уверенно стоит на ногах, но при возможности выводит себя из зоны комфорта. Является акционером ОАО «Лидское пиво» и воспитывает 19-летнюю дочь. О системе продаж, пивных предпочтениях белорусов и почему неизвестность хуже смерти поговорили с Аленой Авдеенко.

«Иногда надо стать актером, чтобы добиться результата»

– Вы успешная женщина, акционер, руководитель. Знаете, что нужно человеку для достижения цели. По-вашему, всегда ли вложения в личное развитие окупают себя?

– Личное развитие, я бы сказала, must have для каждого. Но при этом обязательно нужно понимать, что именно вам необходимо. Вам не поднимут заработную плату только за то, что вы активно вкладываетесь в свое развитие. Но любое развитие выведет вас на более высокий уровень, при котором вы сможете достигать поставленных целей. И все это сторицей компенсируется.

– Вы участвуете в конференциях, дебатах, руководите коллективом, в котором около 250 человек. Что является важным для вас как для спикера?

– Для спикера всегда самое важное – чувствовать аудиторию, вести с ней диалог. Самое страшное, когда спикер, как учитель, пытается дать теорию, не осознавая, что аудитория не вовлечена, не воспринимает информацию. Это просто потерянное время. И огромное удовлетворение приходит в тот момент, когда ты понимаешь, что удалось передать накопленные знания и опыт, когда аудитория не только слушает, но и принимает участие, задает вопросы.

Когда по завершении слушатели что-то внедряют и меняют в своих компаниях, появляется обратная связь и информация о положительных изменениях в бизнесе. Чтобы все это случилось, необходима тщательная подготовка материала и речи. Нужны навыки эффективной презентации.

– Вы довольно долго работаете в сфере продаж. Скажите, как за это время трансформировалась система продаж в Беларуси?

– Система продаж в Беларуси трансформировалась существенно. Если 10–15 лет назад сильной системой считались продажи транснациональных компаний, то в данный момент уже практически у каждого производителя нашей страны, у каждого дистрибьютора достаточно сильные продажи. Рынок нашей страны является высококонкурентным практически в каждой отрасли.

Чтобы здесь расти, необходимо постоянно обучать и развивать своих продавцов. Только у сильных есть возможность расти, иметь хорошую долю рынка и зарабатывать. И надо сказать, в сфере продаж в последние годы появилось достаточно много тренингов и бизнес-симуляций. Так что – было бы желание.18197325_1441411695923624_73721632_n

– Кстати, для «Лидского пива» была разработана интерактивная бизнес-игра «День торгового агента», предназначенная для обучения продавцов и агентов по продажам. Симуляция – современный метод подготовки специалистов. Насколько эффективны на практике технологические новинки в обучении? Не являются ли они точкой преткновения для «старой гвардии» профессионалов?

– Могу сказать, что создание такой симуляции – это шаг в будущее. В основном торговые агенты – это молодежь. Они лучше и легче воспринимают информацию, не прослушав теорию, а пройдя, можно сказать, прожив один рабочий день в виртуальной игре. Это особенности нового поколения. Что касается «старой гвардии» – она старается не отставать от молодежи.

Учится быстро учиться, используя современные методы. Еще один положительный момент такого обучения – можно безошибочно определить зоны развития навыков и компетенций у разных продавцов, подойти к этому более целенаправленно и индивидуально, а не обучать всех вместе одному и тому же.

– Что важно и интересно в системе продаж поколению 20+?

– Это как раз то, о чем я выше говорила. Им хочется быстрого обучения, быстрого достижения результатов, быстрого карьерного роста. Именно поэтому ротация кадров в продажах достаточно высока, если компания не может предоставить возможность роста своим сотрудникам.

– А какой способ продаж наиболее любим вами?

– Прямые продажи – самый интересный и эффективный способ. Иногда надо стать актером, чтобы добиться результата. Но это стимулирует к постоянному развитию.

– Ваши коллеги – в основном мужчины. Почему женщин значительно меньше? Это специфика бизнес-сферы?

– Мы работаем в достаточно быстром темпе. Рабочий день не нормирован. Много перемещений на автомобиле, много командировок. Не каждая женщина сможет в таком ритме работать, учитывая, что дома есть еще семья и свои обязательства. Хотя надо сказать, что в «Лидском» отделе продаж соотношение мужчин и женщин 50/50.

«Чтобы продавать продукт, нужно быть в нем уверенным»

– Как сегодня взаимодействуют ресторанный бизнес и компании по производству слабоалкогольных напитков?

– Могу с уверенностью сказать, что сегодня наши производители слабоалкогольных напитков дают рынку и ресторанному бизнесу качественный продукт. Обеспечивают всем необходимым оборудованием и материалами. С этой точки зрения нет уже былого недоверия к отечественным производителям. Мы, как компания, достаточно активны при запуске новинок, эксклюзивных категорий товара. Поэтому у нас много рестораторов, желающих сотрудничать. К сожалению, ресторанный бизнес в Беларуси еще не настолько развит и не развивается такими быстрыми темпами, как в соседних европейских странах.

– На каком уровне в Беларуси культура потребления пива?

– Все наши производители активно занимаются культурой потребления пива в Беларуси. Мы в процессе, но эти изменения происходят не так быстро, как хотелось бы.18217101_1441412059256921_242594644_n

– Может быть, мы просто не так много знаем о пиве?.. Каковы, например, правила сочетания пива с едой?

– Стоит усвоить, что солодовая сладость понижает остроту пищи. Например, коричневый эль удачно приглушает «горящий» вкус мексиканской кухни. Виды пива, в которых сделан акцент на солодовую сладость, являются гармоничным дополнением к блюдам, сделанным на огне (шашлыки, барбекю).

Полу- и темные сорта пива, сваренные с использованием карамельных и других специальных сортов солода, хорошо сочетаются с копчеными и приготовленным на гриле, углях продуктами. Биттерные сорта пива (обладающие выраженной хмелевой горечью) гармонируют с жирной пищей, позволяя лучше прочувствовать ее вкус.

Важно учитывать и то, что хмель подчеркивает и усиливает острую пищу. Поэтому, в зависимости от вкусовых пристрастий, остроту можно либо снизить солодовым сортом пива, либо усилить охмеленным.

Обратите внимание на сорта хмеля, которые использовались для конкретного пива. Современные комбинированные селекции хмеля дают широчайшую гамму: ментол, чай, сладкие, кислые или тропические фрукты, сосна, овощи, зелень, цитрусы, пряности, травы, красные ягоды, тона дерева, карамельные ноты. Понимание таких нюансов дает возможность более точно искать баланс хмеля и вкусовых ощущений в еде.

Карбонизация пива хорошо расщепляет жир в пище. Соленые продукты снижают кислотность в пиве, например, в кислых элях, гезах и ламбиках. Также кислотность пищи и кислотность пива понижают общий знаменатель кислотности обоих, то есть они не будут восприниматься такими кислыми вместе, как по отдельности.

А вот сочетание сладкого с кислым повышает кислотность и в пиве, и в еде. При этом сладость в пиве и сладость в еде понижают общий уровень сладости, именно поэтому сладкие сорта пива отлично сочетаются с десертами. Кислотные сорта пива, как и охмеленные, хорошо расщепляют жир в пище. А острая пища усиливает ощущение алкоголя.

– Проводите ли вы анализ потребления пива в Беларуси?

– Потребление пива в нашей стране на протяжении последних лет остается на прежнем уровне. Если в Германии, Чехии, Польше приходится 120–140 литров на душу населения в год, то в Беларуси – всего 47 литров.

– А какое пиво предпочитают белорусы?

– Конечно, «Лидское»! (Улыбается.) На самом деле предпочтение белорусы отдают светлому пиву – традиционным лагерам. Возможно, потому что темное пиво более «богатое», насыщенное, а светлое пьется легче. Есть любители крафтовых сортов, их, конечно, меньше, но и для них у «Лидского» есть свои продукты. Ценителей сложно удивить, но мы стараемся сделать так, чтобы они остались довольны.

– Вы дегустируете новинки «Лидского»?

– Мне повезло не только дегустировать все новинки нашей компании, но и непосредственно принимать участие в разработке и выводе их на рынок. Поэтому однозначно стоит сказать, что да. Чтобы продавать продукт, нужно быть в нем уверенным.

– Существует ли понятие «тренд» в сегменте слабоалкогольных напитков? На чем основывается такой статус?

– Конечно, тренды существуют, как и везде. Например, тренд на премиальность или крафтовость. Тренд всегда определяется потребителями.

«Неизвестность хуже смерти»

– Вы довольно активный человек. И, как мне показалось, способны на осознанные риски. Именно осознанные. Подобные тому, как провести 7 дней в море на яхте с людьми, которых видите в первый раз. Вы будто бы специально погружаете себя в непредсказуемые условия. Зачем это вам?

– Выход из зоны комфорта – это самое трудное, но необходимое для дальнейшего развития действие. Выходя, ты учишься чему-то новому, открываешь для себя новые горизонты, находишь другие сферы применения в бизнесе.

– Все мы очень по-разному участвуем в жизни других людей: жертвуем, помогаем поднести тяжелые сумки, проходим мимо, забываем про обещания, делаем репосты. Последнее особенно интересно для анализа. Давно заметила, что и здесь каждый выбирает свой «репост помощи». Одни сетуют за животных, другие – за больных детей, третьих беспокоят условия жизни стариков. Вы же на своей странице часто публикуете посты о пропавших людях. Чем обоснован такой выбор?

– Как говорят, неизвестность хуже смерти. С трудом можно представить, что чувствует человек, у которого пропал ребенок либо родственник. Верю, что при достаточном потоке информации все можно исправить и найти пропавшего гораздо быстрее, сохранив жизнь и нормальное самочувствие всем участникам процесса.

– Как вы относитесь к социальным инициативам и благотворительности?

– Исключительно положительно. При любой возможности поддерживаю и помогаю. Считаю, что такие инициативы делают мир добрее, людей – счастливее. И очень надеюсь, что в нашей стране их количество будет расти.

Беседовала Евгения Краснова

Фото: Сергей Куликов, из личного архива