coke-100-years-image-1 copy

100 лет в прекрасной форме

 Поп-икона, муза художников и кинозвезда: самая известная в мире бутылка Coca-Cola® 16 ноября отметила 100-летний юбилей. Сегодня 90% населения Земли знают контурную бутылку Coca-Cola и легко опознают ее даже в темноте на ощупь. Свой праздник юбилярша отмечает с большим размахом, объединив миллионы людей со всего мира. 

«Главный эффект Coca-Cola заключается в ее демократичности.

Президент пьет точно такую же Coca-Cola, как и ты.

Нельзя за бОльшие деньги купить лучшую Coca-Cola.

Она всегда и для всех одинаково хороша.

И для тебя, и для президента».
Энди Уорхол

С момента изобретения в 1886 году Coca-Cola 8 лет продавалась исключительно в розлив: продавцы собственноручно смешивали два ингредиента – сироп и содовую – прямо в стаканах. Лишь в 1894 году владельцу магазина сладостей из штата Миссисипи пришла в голову идея: готовить напиток заранее и продавать его в бутылках. Спустя пять лет в Чаттануге (штат Теннесси) два предпринимателя – Бенджамин Томас и Джозеф Уайтхед – открыли первый завод по розливу Coca-Cola. Напиток выходил с конвейера в популярных тогда «бутылках Хатчинсона», названных по фамилии разработчика и производителя стеклянной тары. 948ec091234012812b36ce839bee4bfd (1) file1425281411

 

Бутылки эти были прозрачными, напоминали пузырьки для лекарств и использовались повсеместно. В начале XX века бутылка из-под Coca-Cola видоизменилась: стала цветной и с вытянутым горлышком – по последней моде тех лет. Но по-прежнему упаковка отличалась от множества других только логотипом.

Рождение шедевра
В 1915 году Бенджамин Томас объявил национальный конкурс на разработку оригинального дизайна бутылки, который бы защитил ее от подделок. Тендер выиграла компания Root Glass Company из небольшого города Терре-Хот в штате Индиана, специализировавшаяся на производстве стеклянной тары.

Работа над проектом была поручена дизайнеру Эрлу Дину. Он отправился за вдохновением в городскую библиотеку. Взяв в руки иллюстрированную энциклопедию, он принялся изучать, как выглядят ингредиенты Coca-Cola. Рассматривая изображения коки и колы, Дин увидел рисунок плода какао, расположенный рядом. Английские слова coca (кока) и cocoa (какао) выглядят очень похоже, и, по одной из версий, дизайнер просто перепутал их. Даже если это действительно была ошибка (ведь в Coca-Cola никогда не добавляли какао), то счастливая. Плод какао похож на лимон, но со множеством вертикальных бороздок. «Это то, что нужно! – подумал Дин. – Бутылку такой формы уж точно не перепутаешь ни с чем».

Rediscovery identifier 27687 hf1-202302050 Рисунок2

Тем же вечером он набросал пару эскизов, добавив к «плоду какао» расширенное дно, которое должно было придать бутылке устойчивость на конвейере. Один из этих эскизов сегодня хранится в архиве штаб-квартиры Coca-Cola в Атланте. Второй был отправлен в Вашингтон в Национальную комиссию по изобретениям и сегодня считается утраченным. Бутылка, изображенная на этих эскизах, несколько отличается от той, к которой мы привыкли, так как по просьбе компании Coca-Cola в образец были внесены некоторые изменения: уменьшена толщина и удалены вертикальные бороздки. Но сама форма «плода какао» осталась без изменений.

Патент на производство стеклянной бутылки Coca-Cola оригинальной формы начал действовать 16 ноября 1915 года. С тех пор в мире было продано более 300 миллиардов бутылочек.

Символ счастья

Спустя 34 года после изобретения фирменной упаковки менее одного процента американцев могли идентифицировать Coca-Cola по форме бутылки. Об этом свидетельствовали результаты исследований, инициированных компанией. Но через год ситуация кардинальным образом изменилась.

1101500515_400Журнал Time, размещая на своих страницах большой материал о президенте Coca-Cola Роберте Вудрафе, решил поставить его портрет на обложку. Тот предложил вместо своего фото опубликовать изображение фирменной бутылки. Так Coca-Cola стала первым в истории коммерческим продуктом, появившимся на обложке общенационального издания. Вместе с этим за бутылкой Coca-Cola укреплялся статус национального символа Америки.

Вначале бутылка Coca-Cola была 6,5-унциевая, то есть в нее входило около 200 миллилитров напитка. Но в 1955 году появились 12-унциевые (0,33 литра) емкости, а также 26-унциевые (0,77 л). Все они повторяли форму своей предшественницы. Мало того, когда в 1960 году Coca-Cola стала продаваться в банках (до этого баночная версия поставлялась только для армии), на них изображали контурную бутылку, чтобы покупатель знал: в банке точно такой же чудесный напиток, как и в привычной стеклянной упаковке.

Источник вдохновения

Бутылка Coca-Cola не раз вдохновляла многих знаменитых художников. Считается, что прославил ее в искусстве Энди Уорхол, который в 1960-е годы создал множество полотен в стиле поп-арт, героиней которых была восхищавшая его своей формой контурная бутылка. Но немногие знают, что одним из первых использовал образ контурной бутылки в своем творчестве Сальвадор Дали. Бутылка Coca-Cola изображена на его живописном полотне 1943 года «Поэзия Америки».

dsc_01151

Фрагмент картины Сальвадора Дали «Поэзия Америки»

andy-warhol_green-coca-cola-bottles-143082e5bbf49da2a7d-14985AAABD15A65AE89

Энди Уорхол «Зеленые бутылки Coca-Cola»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновации XXI века, конечно же, коснулись и дизайна, и даже материалов, из которых делают контурную бутылку, но форма ее всегда оставалась неизменной.

6297055-R3L8T8D-600-gc

Так, в 2005 году The Coca-Cola Company представила публике алюминиевую версию контурной бутылки под названием М5 (Magnificent 5). А летом 2013 года в пляжных магазинчиках Колумбии можно было приобрести классическую контурную бутылку с Coca-Cola, которая ничем не отличалась от обыкновенной, кроме того, что была сделана изо льда.

 

 

 

На территории Беларуси единственным предприятием, производящим напитки под товарными знаками The Coca-Cola Company, является унитарное предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия».

CC100_6x3_Lubi_2